Вечер «два в одном» стал изюминкой Всероссийского фестиваля моноспектаклей «ЧАТ» в этом году. Купив один билет, зритель сможет посмотреть сразу два спектакля.
Старт этому нововведению дали артисты Лаборатории Актуальной Куклы из Саратовского театра кукол «Теремок» - творческая чета Алексея и Светланы Усовых, которые вышли на сцену с постановками «Быть Пенелопой» (18+) и «Друг мой» (18+). На показе побывала корреспондент omsk.aif.ru.
Найти человечное в себе
Моноспектакли абсолютно разножанровые, но есть и то, что объединяет, – куклы. Однако куклы не в стандартном их представлении.
К примеру, в роуд-муви ««Друг мой» Алексея Усова по пьесе Константина Стешика роли играют вещи. В этом и заключается магия театра кукол – оживить то, что сначала кажется бездушным. Жестяная банка превращается в человека, ставшего жертвой уличных разборок, обычная шапка становится крепким мужчиной с незавидной судьбой…
В основе сюжета история, которая могла случиться с каждым из нас или, как говорит один из главных героев, «обычное дело». Давние друзья, у которых, кроме друг друга, больше никого из близких и нет, вышли на улицу «стрельнуть» сигарету, но вместо этого наткнулись на порезанного ножом прохожего, которому пытаются спасти жизнь.
Причём один из мужчин делает это по зову души, а второй лишь соглашается с мнением друга, хотя с удовольствием в любой момент отказался бы от этой затеи и сбежал. При таких непредвиденных стечениях обстоятельств друзья узнают друг друга заново.
«Меня сразу зацепил этот странный, полный загадок текст Константина Стешика. Простой сюжет с грандиозным подтекстом, множество колоритных героев, чей возраст меняется по ходу пьесы — и весь этот каскад образов и ситуаций должен сыграть только один актёр, ведь это монопьеса, - говорит артист Саратовского театра кукол «Теремок» Алексей Усов. - В спектакле зритель не видит планшетных кукол или марионеток. Это предметный театр, где именно предмет становится проводником, обнажает суть. Мне кажется, что театр кукол обладает практически неограниченными возможностями для выражения смысла такой непростой пьесы».
Новая правда об Одиссее
А в спектакле Светланы Усовой «Быть Пенелопой» по роману Олега Ивика «Мой муж Одиссей Лаэртид» действующие герои рождаются прямо на сцене из глины. Зритель погружается в мир до нашей эры, во дворец Одиссея, обнаруженный в ходе раскопок. В подвале археологи нашли глиняные таблички, сохранившие текст. Что в нём и кто увековечил в них свои мысли? А вдруг это сама Пенелопа – жена Одиссея рассказала потомкам о своей жизни и своём главном мужчине, которого она ждала 20 лет?!
«Автор книги «Мой муж Одиссей Лаэртид» — Олег Ивик, но под этим псевдонимом скрываются два человека — археологи Ольга Колобова и Валерий Иванов. Они говорят, что на острове Итака был найден дворец с глиняными табличками, на которых запечатлена история женщины.
Авторы предполагают, что сама Пенелопа доверила историю своей жизни глиняным табличкам, - рассказала артистка Саратовского театра кукол «Теремок» Светлана Усова. - Так в моём спектакле возникает глина. Податливая и пластичная, из которой рождаются герои, образы, ситуации. И как проявит себя этот пластичный материал в тот или иной момент, сложно предугадать».
«Это совершенно не то, что мы хотели сказать, но это интересно, потому что тема получила дальнейшее развитие. Гомер и другие античные авторы создали основу, мы эту основу использовали, показав своё видение ситуации, а Светлана показала это художественными методами. У каждого своя правда, - так прокомментировала премьерный показ моноспектакля один из авторов книги «Мой муж Одиссей Лаэртид» Ольга Колобова.
Закрыл второй день фестиваля блестящий спектакль актёра и режиссёра Лицейского театра Алексея Осипова «Театральный роман» (16+) по произведению Михаила Булгакова. omsk.aif.ru ранее писал об этом спектакле.