24 сентября в рамках V международного фестиваля «В гостях у Арлекина» в омском театре прошёл показ спектакля «Тень моей души». Его представил болгарский Невиданный театр. Корреспондент omsk.aif.ru побывала на фестивальном показе спектакля болгарской труппы.
Невиданный мир
Невиданный театр создан режиссёром Велимиром Велевым в 2006 году. Коллектив, который представил омским зрителям спектакль, возник в итоге десятилетней работы Велева с незрячими молодыми людьми. Это была добровольческая деятельность, никакого финансирования у театра не было.
«Театр был организован спонтанно, – рассказывает Велимир Велев. – Мой друг познакомил меня с труппой артистов и попросил позаниматься с ними. Я согласился. На первом занятии я попросил ребят взмахнуть руками и показал, что нужно сделать руками широкий жест. А они просто всплеснули перед собой кистями. Тогда я понял, что они не видят меня, а ещё я понял, что эти дети живут в постоянном страхе. Они боятся пространства. Боятся мира».
На основе педагогического и театрального опыта Велимир разработал уникальную систему, которая помогла развить у актёров ощущение пространства.
Тзначально Велев учил своих подопечных играть кукольные спектакли, и это уже был невероятный и впечатляющий труд, но потом его попросили создать ещё что-нибудь более невозможное, и он решил, что сделает театр теней. Ведь что может быть невероятнее, чем создать теневой спектакль с актёрами, которые эти тени не видят?
Прыжок без парашюта
Режиссёр постановки «Тень моей души» перед началом спектакля выходит к зрителям и, волнуясь, сообщает залу, что каждый спектакль его труппы непредсказуем. Ведь каждый сантиметр, пройденный актёром чуть влево или чуть вправо от нужной точки, грозит испортить спектакль, а не сбиться с маршрута, не видя окружающий мир, сложно вдвойне. Профессиональные актёры, с которыми Велев пробовал повторить такой опыт, когда им завязывали глаза терялись на сцене уже через несколько минут, а незрячие артисты отыгрывают спектакль длиною в час.
Всех зрителей перед началом действия просят закрыть глаза, чтобы хоть на несколько секунд они смогли представить каково это играть на сцене и управлять тенями, оставаясь при этом в полной темноте.
Когда зрители открывают глаза свет в зале уже погас, даже аварийные таблички с надписями выход здесь не горят. Полная темнота. Так начинается спектакль. Сначала зрители слышат шаги актёров, которые выходят на сцену, а когда все на месте, артисты в такт музыке начинают включать и выключать маленькие фонарики. Это зрелище гипнотизирует и завораживает. Но это только вступительная часть постановки. Основная часть впереди.
Артисты при помощи своих теней, а также рисунков, которые они создают на стеклянной подсвеченной плоскости, рассказывают удивительную историю о жизни и её смысле. Маленькие проникновенные истории о влюблённых, которые ищут друг друга в большом опасном мире, зарисовки из жизни животных. Руки актёров превращаются в ежей, черепах, крабов. Особенное место в спектакле занимают образы птиц, наверное, потому что птица - символ свободы. Особенно запоминается момент, когда тёмная бумага, закрывающая экран, разрывается и зрители видят белый свет. Словно зрение вернулось к человеку, который об этом уже и не мечтал. А вообще расшифровать «Тень моей души» до конца невозможно. Для каждого зрителя теневые миниатуры будут значить что-то своё, личное и сокровенное.
Спектакль идёт без слов, но они и не нужны. «Тень моей души» Невиданного театра выходит за грани возможного, недаром режиссёр сравнивает каждый спектакль с прыжком без парашюта. Это что-то неверноятное.