«Трамвай» «Желание» - одна из самых известных пьес Теннеси Уильямса, за которую он получил Пулитцеровскую премию.
И понятно, что с 1947 года её ставили в мире не десятки, а сотни раз. Россияне постарше наверняка помнят экранизацию с блистательными Марлоном Брандо и Вивьен Ли в главных ролях – они же, кстати, играли и в первой театральной нью-йоркской постановке.
Чувства во главе
Что нового можно показать в истории, которая кому-то, возможно, покажется и вовсе неактуальной? Ответим сразу – ничего. Но разве могут быть старыми или новыми самые сильные человеческие чувства, эмоции: любовь и ненависть, сопереживание и разочарование, подлость и предательство? И, к сожалению, современный театр часто идёт за вкусами публики, ставя ей на потребу из серии «что-нибудь весёленькое», «в театре надо развлекаться» и «жизнь и так тяжёлая, зачем ещё и в театре переживать».
А надо – переживать, думать, анализировать, ведь всё это помогает тебе самому не стать поверхностным и неглубоким, не скатиться в пошлость и примитивизм, в конце концов, оставаться настоящим Человеком.
И очень здорово, что Лицейский взялся за эту постановку. Режиссёр Виктория Каминская второй раз работает с этой труппой, её «Оркестр» - это просто украшение театральной афиши. Кстати, этот спектакль был назван лучшей театральной работой 2017 года и осенью поедет в Тару на «Сотоварищи».
Как рассказал главный режиссёр Лицейского Сергей Тимофеев, после «Оркестра» решили продолжить совместное творчество, что-то предлагали друг другу и сошлись на «Трамвае» Уильямса.
«Труппу я знала по первой работе в театре поэтому уже примерно представляла, каким будет распределение ролей, - рассказала «АиФ в Омске» Виктория Каминская. – Впервые работала только с Евгением Точиловым (исполнителем роли Стэнли Ковальского. – Ред.), но мы быстро нашли общий язык».
Действительно, высокая и статная Дарья Оклей как нельзя лучше подходит на роль учительницы и когда-то первой красотки Юга Бланш Дюбуа. А идеально сидящий на ней белый брючный костюм подчеркивает красоту и чужеродность её той обстановке, в которой придётся в итоге провести последнее время.
Итак, Бланш Дюбуа (Дарья Оклей) приезжает к родной сестре Стелле (Анастасия Максименко) в Новый Орлеан. Добирается до дома на дребезжащем вагончике, который все здесь называют трамваем «Желание» - дескать, загадай, и оно сбудется. Что загадывает Дюбуа, станет понятно очень скоро.
Две сестры
С сестрой они в последние 10 лет виделись лишь эпизодически: Стелла сбежала из дома (судя по воспоминаниям, это была типичная усадьба южан с белыми колоннами) после смерти отца. С тех пор она наведывалась на родину только на очередные похороны, видясь с Бланш лишь несколько раз.
Бланш уверена, что её сестра живёт «достойно» и её примут соответствующим образом. Однако Ковальские живут в маленькой квартирке в бедном районе, Стэнли работает на заводе (судя по фамилии, он ещё и польский эмигрант или их потомок), пьёт пиво и виски, играет в карты, ходит в ближайшую забегаловку, любит Стеллу и вполне доволен своим положением. Похоже, такая жизнь устраивает и Стеллу – она не желает вспоминать о том, чему её учили в родительском доме, воспитывая «настоящую леди».
Бланш сообщает родным, что она ненадолго, её нервы совсем расстроены, поэтому она взяла отпуск в школе и побудет рядом с сестрой какое-то время. Останавливаться в гостинице она не хочет по тем же причинам – якобы общение с сестрой ей важней любых бытовых неудобств. Однако Стэнли уверен, что Бланш всех обманывает, и всё время пытается вывести её на чистую воду.
Но пока Бланш всецело завладела вниманием, а затем и сердцем Гарольда Митчела «Митча» (Александр Боткин), друга Стэнли. Ещё и это подстёгивает Ковальского в своих расследованиях против Бланш – он не хочет отдавать друга непонятной ему, совсем из другой жизни свояченице.
Он стреляется практически на глазах Бланш, и с той поры в её голове всё время звучит музыка, которая обрывается выстрелом. С годами музыка приходит всё чаще, и зритель понимает, что молодая женщина сходит с ума…
Стелла обожает сестру, надеется, что дело идёт к её свадьбе с Митчем и всячески пытается устранить разлад между Бланш и собственным мужем. Увы, Стэнли доводит свои замыслы до конца и рассказывает Митчу и жене всё, что ему удалось узнать о Бланш – а правда это или месть отвергнутого поклонника, ему всё равно.
Накал страстей
Финал спектакля просто переполнен эмоциями и страстями: сцена объяснения Бланш и Митча, невероятной красоты воспоминание Бланш о супруге Алане (Алексей Осипов) и, наконец, встреча теперь уже непримиримых врагов – Стэнли и Бланш. Девушка пьяна и вызывает только жалость в своих «царских» нарядах, но Стэнли уверен, что он прав, и Бланш за свой обман должна быть наказана….
На этой точке кипения можно было бы и закончить спектакль, пусть бы зритель додумывал, как сложится дальше жизнь героев. Но Уильямс решил расставить все точки над i, и у него Бланш сходит с ума, поэтому вскоре после выписки из роддома Стелла вызывает врачей и отправляет сестру в клинику.
Решила сохранить авторский финал и режиссёр Лицейского – Бланш понимает, куда её везут, но перестаёт сопротивляться. И только дребезжащий старый трамвайчик по-прежнему бегает по рельсам, перевозя нью-орлеанцев, а они всё также загадывают в нём свои желания...
Невероятно сильный актёрской игрой и вызываемыми у зрителя эмоциями спектакль заставляет долго его «переваривать». Это, безусловно, одна из лучших на сегодняшний день постановок Лицейского: «Трамвай» нашёл своё место в Омске – хочется надеяться, что надолго.
Кстати, увидеть спектакль теперь можно будет только в сентябре - билеты уже продаются. Помните, что зал в Лицейском небольшой, поэтому стоит приобрести их заранее.
Действующие лица и исполнители:
- Бланш Дюбуа - Дарья Оклей
- Стелла, её сестра- Анастасия Максименко
- Стэнли Ковальский, муж Стеллы - Евгений Точилов
- Митч - Александр Боткин
- Юнис, соседка - Наталья Виташевская (Демченко)
- Стив, её муж - Юрий Щадукин
- Пабло - Евгений Трубкин
- Негритянка, Мексиканка - Маргарита Гончаренко
- Газетчик, Продавец тамале, Алан - Алексей Осипов
18+