В 1970-х годах прошлого века о московском театре Сергея Образцова заговорил весь мир: концерт с кукольным конферансье Аркадием Апломбовым и артистами-куклами, пародирующими эстрадные жанры, в телеверсии посмотрело самое большое число зрителей на земле, и он вошел в Книгу рекордов Гиннесса.
Как создавался этот спектакль, как росли и очеловечивались игрушечные герои, показали актёры Центрального театра кукол имени С. В. Образцова и драматический актер Евгений Цыганов в спектакле «Я – Образцов» (12+).
С Чаплиным не встречался
«По ступенькам памяти» так называется автобиографическая книга создателя кукольного театра Сергея Образцова. И декорации на сцене соответственные – белые ступени. В сочетании с планшетными архитектурными объектами на заднем плане и при цветной подсветке эти ступени становятся то детским двориком, то морскими волнами, то улицами дальних городов.
А край верхней ступени – как край ширмы, помост для кукольных представлений. И уже не в телеверсии, а вживую омичи получили уникальную возможность прикоснуться к бережно сохраняемым шедеврам того знаменитого пародийного концерта. Например, к этюду с Кармен - да ещё и с гастрольной историей: в американских газетах описывалось, как дон Хосе, забывший за кулисами кинжал, убил возлюбленную… зубами – перегрыз горло, что вызвало большой восторг зрителей и большое неудовольствие Кармен - куклы и актрисы.
В повествовании о тех гастролях на ступеньках мелькает кукольный Чаплин. Возникает вопрос, Образцов с ним встречался? Нет, это лишь символическое отражение Америки. Но других встреч с великим людьми эпохи у Сергея Владимировича было предостаточно: Немирович-Данченко, Михоэлс, Русланова, Орлова, Утёсов, Ленин, Сталин… всех не перечислить.
Многие легенды показались на ступенях, а вместе с ними предстала история создания кукол - перчаточных, марионеточных, тростевых. Кстати, первую куклу, определившую профессию, маленькому Сереже подарила мама – это была японская кукла-перчатка Бибабо, он ласково называл ее Бибабошкой.
Юмор и мечта
Актёр Евгений Цыганов рассказывает о счастливых и драматических моментах в жизни Кавалера ордена Улыбки (это реальное звание) от первого лица - и таким голосом, с такой интонацией, что, закрыв глаза, невольно кажется – именно Образцова слышишь.
Меняя пиджаки, плащи, шляпы, Цыганов творит на сцене неповторимое обаяние личности и историю страны.
С рассказом о Великой Отечественной войне зазвучали мысли о сущности театра. Кому он нужен в тяжёлое время? И ответ пришел из выступления артистов в госпитале, когда позвали в палату к двум безнадёжным бойцам. Там стало очевидно, что театр очень нужен! От последних слов актёра в рассказе этой истории – просто комок в горле.
В финальном монологе Евгений Цыганов предстаёт в возрастной маске - изображает Сергея Владимировича в преклонном возрасте. Сцена из выступления Образцова на концерте 1980-х в Останкине – когда он читал записочки из зала и размышлял, философствовал. Говорил о важности любопытства к миру, интереса ко всему живому. В частности, если не смотреть за кошкой, которая играет с фантиком, то человек никогда не сможет стать актёром, ведь это по Станиславскому: «Не верю» - так как кошка искренне верит, что ловит мышку.
И особый магнетизм – шутки Образцова. Шутил про заслуженный отдых на пенсии – это «ничего не делать, тихо умирать». Про этические идеалы – «надо ориентироваться на людей с совестью, потому как у себя совести не найти»…. Образцов после войны был твёрдо уверен, люди должны смеяться. И театр им это дарит. А ещё – мечту. Без юмора и мечты нет жизни.
Про бабушку и Женю
Режиссер-постановщик спектакля, а также соавтор пьесы по книге-биографии – Е. М. Образцова – обозначила два главных фактора, благодаря которым родился и состоялся спектакль. Это знание жизни Сергея Образцова изнутри – она же родная внучка и помнит, каким был дед. И взгляд на жизнь героя снаружи – Евгений Цыганов, никогда не видевший Образцова, является её четвероюродным братом, так как Сергей Владимирович с бабушкой актера были двоюродными братом с сестрой.
У Екатерины Михайловны не было сомнений, кого пригласить на главную роль – конечно, Женю, так она его по-родственному называет. Хотя до этого они виделись крайне редко, раза четыре. Его согласие принесло ей открытие – гены таланта передаются.
«То, как Женя работал над ролью – многим надо учиться, - не раз подчеркнула режиссёр. – Я никогда не видела свою бабушку Соню, её не стало при родах моей мамы. Я видела только её портрет. Он показан в спектакле. Однажды в момент, когда Женя от имени деда на фоне портрета рассказывает о получении вести о смерти жены и направляется за кулисы, у меня мелькнула мысль: «А бабушка Соня в какую сторону пойдет?». А бабушки-то на сцене нет. Так гениально Женя оживил эту роль».
В финале, по словам режиссёра, актёр Цыганов воссоздал реальный образ Сергея Образцова даже в жестах: как он руку опускает в карман, как снимает-надевает очки… Ему «Золотая маска - 2023» за «Лучшую работу актера в театре кукол» - досталась по праву.
А в заключение спектакля зазвучала запись настоящего голоса Сергея Образцова с любимой песней, которую пела ему мама…