Популярную пьесу Ивана Вырыпаева «Пьяные» в формате эскиза поставил петербургский режиссёр Семён Серзин. Этот показ стал открывающим в череде подобных постановок, которые анонсировал художественный руководитель театра Никита Гриншпун. В формате лаборатории, которая продлится целый год, на сцене Пятого театра молодые российские режиссёры покажут свои работы, объединенные жанром комедии.
Перчёные словечки
В сотрудничестве с Олегом Лоевским режиссёр и художественный руководитель театра Никита Гриншпун организовал масштабное мероприятие, развёрнутое лицом к зрителю: именно публике простоит решить, достоин ли спектакль-эскиз войти в репертуар.
Открыл марафон современной режиссуры Семён Серзин, известный постановками в Этюд-Театре (Санкт-Петербург) и Театре им. Волкова (Ярославль). Спектакль, заявленный как эскиз, поставленный в сжатые сроки, приятно обманывает зрителей: все действующие лица встречают аудиторию, сидя на сцене в ряд, будто собираясь представлять не эскиз даже, а обычную читку. Но перед нами не читка, а собрание анонимных алкоголиков: «пьяные» знакомятся друг с другом. А дальше начинается не то их исповедь, не то воспоминания о пьяном угаре.
Пьеса и язык драматурга Ивана Вырыпаева, основаны на постоянных рефренах, бесконечных повторениях фраз и мыслей, которые, как мантра, убаюкивают и погружают аудиторию в некий философский сон. «Пьяные» - комедия весьма своеобразная: рассуждения о «шёпоте господа в твоем сердце» могут вызвать смех своими бесконечными повторами, а могут заставить и впрямь поверить в то, что «через пьяных с нами говорит бог». Вырыпаев пишет не о каком-то конкретном боге, христианском или мусульманском, а о части божественного замысла в каждом из людей. Пьеса приправлена щепоткой перчёных обсценных словечек, которые, надо заметить, не являются матом ради мата.
Спекталь большой формы
Формат эскиза подразумевает некоторую недоработанность, зритель ничуть не удивляется тому, что в руках у актёров то и дело оказывается текст с ролью, а ведущая подает реплики. Но и ведущая, и листочки с подсказками в «Пьяных» смотрятся не просто допущением жанра, а нарочитым художественным приемом, освежающим привычную подачу текста.
За недолгий постановочный период режиссёру удалось поиграть и с изобразительными возможностями театра: примечательна сцена венчания у фонарного столба, который слит в некое абсурдистское целое с пьяной девушкой, готовой выйти за первого встречного.
«Пьяные» выглядят полноценным спектаклем, который уже сейчас мог бы с успехом идти на сцене. У Пятого театра уже есть опыт постановки современной пьесы, завязанной на темах религии и щедро приправленной обсценной лексикой – это «Язычники» Анны Яблонской в постановке Алексея Погодаева. «Язычники» (уникальный пример текста, где каждое бранное слово художественно обоснованно) появлялись в афише редко и шли в формате камерной сцены. «Пьяные» же – определённо, спектакль большой формы с сильной режиссурой, актуальной для сегодняшнего молодого зрителя. Будет ли такой спектакль востребован – вопрос, который был вынесен на анонимное зрительское голосование.
Так же, путём голосования, будет решена судьба других эскизных показов, которые в течение года покажет Пятый театр. Постановка, которая больше всего полюбится омичам, превратится в полноценный спектакль и займёт свое место в афише театра.