Несколько дней осталось до завершения в Омске грандиозных гастролей московского театра им. Вахтангова. Семь спектаклей привёз в наш город театр-побратим Омской драмы. Почти все показаны не по одному разу, но больше всего – сразу четыре вечера – идёт «Война и мир» (16+) в постановке Римаса Туминаса.
Он был поставлен к 100-летию театра и показан уже едва ли не всей стане; Омск последний город, где гастролируют вахтанговцы, после чего они заканчивают сезон и уходят на каникулы. А нам останется только вспоминать, как это было.
Оценка зрителей
У тех, кто уже побывал на спектакле, только восторженные эпитеты – «превосходно», «волшебно», «великолепно», «глубоко», «перечитать «Войну и мир», «для чего на сцену выходил Толстой», «звёздный состав» - вот лишь малая толика того, что удалось услышать на выходе из зала.
Всего на сцену каждый из четырёх вечеров выходит более 20 человек – серьёзное количество. Но и роман, конечно, «густонаселённый», поэтому всех толстовских героев вывести на сцену не получится – да и незачем, главные, определяющие нить повествования, все есть.
И даже сам Лев Николаевич дважды выходит на сцену, хозяйским взглядом оглядывая своих героев. Много лет они уже живут в его произведении, в фильме, а теперь вот и на театральных подмостках.
Оценка режиссёра
Мы не знаем, что именно хотел до нести до нас сам Лев Николаевич, но спектакль – многослойный, многогранный, и каждый, наверное, увидит в нём что-то своё. Очень остро звучат сегодня слова о войне против России. Очень остро читается и семейная трагедия.
«Для театра всегда интересен слом истории, переход эпох. Спектакль требует элегантности, простоты. Для правильного прочтения Толстого следует понимать слово «мир» как Вселенную, как человечество. Но есть ещё и выражения «молиться всем миром», «иди с миром», «живи с миром»...
Богатство толкования этого слова бесконечно, и у нас оно в каждой сцене имеет свою интонацию, свой смысл. Мы творим, оформляем, вкладываем судьбы, парадоксы, безумие, любовь, радость, отчаяние… Всё пробуждает воспоминания. Память - это родина души, и эта родина детства присутствует не только как тема спектакля - всё идет из детства…», - говорит режиссёр Римас Туминас.
Некоторые из приехавших в Омск актёров рассказали журналистам о том, как создавали свои роли. Спектакль длинный (идёт 4 часа 45 минут), поэтому репетировали его порядка четырёх месяцев. При этом режиссёр изначально уже представлял, какие эмоции несёт тот или иной герой, что и какими средствами он должен выразить.
Оценка актёров
«Репетируя, Римас проигрывает историю за каждого персонажа, - рассказывает исполнитель роли Пьера Безухова Павел Попов. – Его просто можно снимать, за ним записывать, как он это видит. Но в моём персонаже есть и мои собственные придумки, что-то режиссёр отверг, что-то одобрил».
Исполняющий роль утончённого (и, как нам кажется после фильма и исполнения в нём этой роли В. Тихонова, безупречного) князя Андрея Болконского Юрий Подоляк рассказал, что его герой – очень эгоистичный и запутавшийся молодой человек. «Когда он говорит Наташе, что надо подождать год, это значит, что он не понял эту душу – ей надо всё и сразу, она такая страстная, цельная».
Роль Наташи Ростовой актрисе Ольге Лерман (недавно все на экранах видели её в главной роли фильма «Поехавшая) досталась не сразу – около месяца вначале репетировала другая актриса, но затем режиссёр попросил Ольгу почитать инсценировку. «Я пришла к Туминасу и сказала: «Вы же знаете, что мне 33 года?» Он меня успокоил и сказал, что мне не надо будет играть маленькую девочку, а показать девочку, которая переросла себя саму».
И действительно, Ольга весьма органична в этой роли – вначале это юный кокетливый ребёнок, а в конце – постаревшая от горя взрослая женщина, хотя прошёл всего лишь год с момента её того самого знаменитого первого бала.
«Считаю, что читать «Войну и мир» в 14-15 лет – это преступление. Только сейчас, в 33 года перечитав роман в третий раз, я его, наверное, поняла», - добавила актриса.
Роль старого князя Болконского великолепно исполняет Евгений Князев. Скрытный, мрачный, слегка сумасшедший запершийся в своём имении человек, которого за это осуждает так называемый свет, на самом деле очень страдает. И из-за того, что сын, женившись без любви, остаётся вдовцом и бросает блестящую военную карьеру, и из-за того, что дочь не собирается выходить замуж, а проводит всё время с ним.
И из-за войны с Наполеоном – ведь «никогда театр военных действий не переместится дальше Польши». А когда этот самый театр всё-таки идёт к Москве, граф просто умирает, отказываясь это признавать…
«Чаще всего театр бывает пересказом, а так, чтобы и нас задело, и зрителей, это происходит редко, - поделился Князев. – И так сошлось благодаря гению Толстого, невероятной работе Туминаса, великолепной труппе вахтанговцев и обстоятельствам, в которых мы все с вами живём».
«Времена не выбирают, в них живут и умирают», - когда-то написал Александр Кушнер, а спел дуэт Никитиных. Очень хотелось, чтобы эти времена были миром. Но даже если это война, нам в ней жить. И выживать. Как выжили когда-то герои Толстого – не все, с потерями, но всё же выжили.