Извечные вопросы о счастье и богатстве терзают людские души тысячи лет. И ответ на них у каждого свой. 200 лет назад немецкий писатель-романтик Вильгельм Гауф на основе легенд и преданий написал сказку «Холодное сердце» о непростом выборе человека между своим привычным миром и фантастическим богатством. Именно эта сказка стала заключительной премьерой сезона в театре кукол «Арлекин». Актуальная на все времена, пока деньги царствуют в этом мире.
Сплошная мистика
Вся глубина человеческой души в «Холодном сердце» словно под увеличительным стеклом. Со всеми изъянами, пороками, метаниями. Сильное по драматическому накалу произведение требует образных театральных форм. Именно поэтому сказка немецкого писателя на сцене «Арлекина» превратилась в синтетический спектакль. Здесь сочетается драматическое и кукольное искусство, используются марионетки, тростевые и планшетные куклы, маски, тени… Жанр нового спектакля обозначен как «страшная сказка». И она на самом деле страшная, но не из-за мистического мира, созданного художниками на сцене. Сценография на самом деле мощная, объёмная и таинственная. Действие происходит попеременно то в таверне, то в сказочном лесу, и даже во снах главного героя. Музыкальное оформление соответствующее – средневековая европейская музыка (в том числе и органная) и сочинения современного американского композитора Остина Уинтори.
Но не в декорациях и атмосфере дело. Вопрос в том, сможет ли раскаяться бедный угольщик Петер Мунк, отдавший своё сердце взамен несметным богатствам? И можно ли жить с каменным сердцем в груди?
«Тема бедности, желание разбогатеть, непонимания того, откуда люди берут такие большие деньги – актуальна всегда, – объясняет актёр Дмитрий Войдак, сыгравший роль Петера Мунка. – Для меня, прежде всего в этом спектакле стоит проблема выбора, вечная проблема выбора между добром и злом, между реальностью и иллюзорным счастьем, которое всегда кажется где-то не с нами. И всё-таки эта история и о раскаянии, и об осознании своих ошибок. Роль сложная, поскольку мы привыкли играть либо положительного персонажа, либо отрицательного. Здесь же мне представилась возможность показать трансформацию героя от положительного к резко отрицательному и обратно, путь от падения к вознесению, воскресению. И не даром на мой взгляд хранитель клада в спектакле помогает тем, кто рождён в воскресенье. В этом как раз автором заложен глубокий смысл: помогает он тем, кто способен воскреснуть, вновь ожить, раскаявшись. Петер Мунк рождён в воскресенье, и в итоге он раскаивается и воскресает. Правда, при всей сложности роли, драматический актёром я себя всё равно не ощущаю».
Интересно и то, что в спектакле используются три системы кукол: марионетка, тростевая кукла и планшетная. Петер Мунк представлен во всех трёх ипостасях и в каждой сцене выбор той или иной системы оправдан. В одной сцене он плавен и аккуратен в движениях, задумчив и погружён в себя – это марионетка. В лесу герой уже решителен, подвижен, его жесты широкие и чёткие – в этом помогает тростевая кукла. И, наконец, в планшетной кукле Петер более резкий и грубый. Но, раскаявшись, он опять становится марионеткой.
Перед кукольниками в этом спектакле стояла непростая задача – объединить как кукольное, так и драматическое искусство. Передать через кукол эмоции так, чтобы актёр на сцене не вышел на передний план.
«Соединение двух природ этих театров – театра представление и театра переживания – очень редко удачно вместе сочетаются, – комментирует режиссёр Сергей Балыков. – Часто виден белый шов. Мы пытались соединить все вместе, чтобы получилось единое повествование, как и писал Гауф – сказка в сказке и ещё раз в сказке. Думаю, у нас это получилось. Живой план не мешает куклам, куклы тоже становятся очень эмоциональными. Иногда всё меняется местами. Куклы превращаются в драматических артистов, а артисты, наоборот, становятся весёлыми балагурами, как в настоящем кукольном представлении. И это безумно сложная задача – подмена живого плана и кукольной истории. Плюс создание наполовину мистического, а наполовину реального мира, где мы теряем грань между исторической реальностью и фантастикой».
Возвращение через годы
Интересно то, что Вильгельм Гауф, проживший всего 25 лет, сумел написать такие сказки, которые по праву можно считать бессмертными. Кукольники «Арлекина» неоднократно обращались к творчеству этого сказочника: на омской сцене шли восточные сказки Гауфа «Калиф-аист» и «Маленький Мук», сегодня в репертуаре театра есть «Карлик Нос». Кстати, к «Холодному сердцу» кукольники обращаются уже во второй раз: в 1979 году режиссёр Вячеслав Борисов создал версию с использованием масок, главную роль в которой играл Эдуард Ураков. И вот спустя 35 лет «Холодное сердце» снова вернулось на сцену «Арлекина». Причём, хотя спектакль и рассчитан на детей от 8 лет, взрослым здесь скучать тоже не придётся – иногда очень полезно вспоминать о том, что в нашей жизни на самом деле стоит на первом месте.