Извечные вопросы о счастье и богатстве терзают людские души тысячи лет. И ответ на них у каждого свой. 200 лет назад немецкий писатель-романтик Вильгельм Гауф на основе легенд и преданий написал сказку «Холодное сердце» о непростом выборе человека между своим привычным миром и фантастическим богатством. Именно эта сказка стала заключительной премьерой сезона в театре кукол «Арлекин». Актуальная на все времена, пока деньги царствуют в этом мире.

Сплошная мистика
Вся глубина человеческой души в «Холодном сердце» словно под увеличительным стеклом. Со всеми изъянами, пороками, метаниями. Сильное по драматическому накалу произведение требует образных театральных форм. Именно поэтому сказка немецкого писателя на сцене «Арлекина» превратилась в синтетический спектакль. Здесь сочетается драматическое и кукольное искусство, используются марионетки, тростевые и планшетные куклы, маски, тени… Жанр нового спектакля обозначен как «страшная сказка». И она на самом деле страшная, но не из-за мистического мира, созданного художниками на сцене. Сценография на самом деле мощная, объёмная и таинственная. Действие происходит попеременно то в таверне, то в сказочном лесу, и даже во снах главного героя. Музыкальное оформление соответствующее – средневековая европейская музыка (в том числе и органная) и сочинения современного американского композитора Остина Уинтори.

Но не в декорациях и атмосфере дело. Вопрос в том, сможет ли раскаяться бедный угольщик Петер Мунк, отдавший своё сердце взамен несметным богатствам? И можно ли жить с каменным сердцем в груди?
«Тема бедности, желание разбогатеть, непонимания того, откуда люди берут такие большие деньги – актуальна всегда, – объясняет актёр Дмитрий Войдак, сыгравший роль Петера Мунка. – Для меня, прежде всего в этом спектакле стоит проблема выбора, вечная проблема выбора между добром и злом, между реальностью и иллюзорным счастьем, которое всегда кажется где-то не с нами. И всё-таки эта история и о раскаянии, и об осознании своих ошибок. Роль сложная, поскольку мы привыкли играть либо положительного персонажа, либо отрицательного. Здесь же мне представилась возможность показать трансформацию героя от положительного к резко отрицательному и обратно, путь от падения к вознесению, воскресению. И не даром на мой взгляд хранитель клада в спектакле помогает тем, кто рождён в воскресенье. В этом как раз автором заложен глубокий смысл: помогает он тем, кто способен воскреснуть, вновь ожить, раскаявшись. Петер Мунк рождён в воскресенье, и в итоге он раскаивается и воскресает. Правда, при всей сложности роли, драматический актёром я себя всё равно не ощущаю».

Интересно и то, что в спектакле используются три системы кукол: марионетка, тростевая кукла и планшетная. Петер Мунк представлен во всех трёх ипостасях и в каждой сцене выбор той или иной системы оправдан. В одной сцене он плавен и аккуратен в движениях, задумчив и погружён в себя – это марионетка. В лесу герой уже решителен, подвижен, его жесты широкие и чёткие – в этом помогает тростевая кукла. И, наконец, в планшетной кукле Петер более резкий и грубый. Но, раскаявшись, он опять становится марионеткой.

Перед кукольниками в этом спектакле стояла непростая задача – объединить как кукольное, так и драматическое искусство. Передать через кукол эмоции так, чтобы актёр на сцене не вышел на передний план.

«Соединение двух природ этих театров – театра представление и театра переживания – очень редко удачно вместе сочетаются, – комментирует режиссёр Сергей Балыков. – Часто виден белый шов. Мы пытались соединить все вместе, чтобы получилось единое повествование, как и писал Гауф – сказка в сказке и ещё раз в сказке. Думаю, у нас это получилось. Живой план не мешает куклам, куклы тоже становятся очень эмоциональными. Иногда всё меняется местами. Куклы превращаются в драматических артистов, а артисты, наоборот, становятся весёлыми балагурами, как в настоящем кукольном представлении. И это безумно сложная задача – подмена живого плана и кукольной истории. Плюс создание наполовину мистического, а наполовину реального мира, где мы теряем грань между исторической реальностью и фантастикой».

Возвращение через годы
Интересно то, что Вильгельм Гауф, проживший всего 25 лет, сумел написать такие сказки, которые по праву можно считать бессмертными. Кукольники «Арлекина» неоднократно обращались к творчеству этого сказочника: на омской сцене шли восточные сказки Гауфа «Калиф-аист» и «Маленький Мук», сегодня в репертуаре театра есть «Карлик Нос». Кстати, к «Холодному сердцу» кукольники обращаются уже во второй раз: в 1979 году режиссёр Вячеслав Борисов создал версию с использованием масок, главную роль в которой играл Эдуард Ураков. И вот спустя 35 лет «Холодное сердце» снова вернулось на сцену «Арлекина». Причём, хотя спектакль и рассчитан на детей от 8 лет, взрослым здесь скучать тоже не придётся – иногда очень полезно вспоминать о том, что в нашей жизни на самом деле стоит на первом месте.

Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть