В омском театре актёры, куклы, маски «Арлекин» к 8 Марта готовят подарок — премьеру спектакля «Собака на сене» (12+).
Спектакля о любви и страсти, о ярко-голубых небе и море, о мужчинах и женщинах с бурным испанским темпераментом. Ради этой страсти даже место действия перенесли в Испанию — по мнению режиссёра постановки Бориса Гуревича, именно в этой стране должны происходить события «Собаки на сене».
Заказ театра
О некоторых нюансах того, что ждёт зрителя, режиссёр и исполнители трёх главных ролей (Диана де Бельфлор — Марина Солдатова, Теодоро — Андрей Набивачев, Тристан — Данил Чернов) рассказали на «Культурном завтраке».

Начнём с того, что после «Трёх мушкетёров» Борису Гуревичу уже не казалось странным поставить Лопе де Вега в «Арлекине». Однако, по его собственному признанию, он всё же никогда бы сам за это взялся — постановка была заказом театра, причём разговор между директором «Арлекина» Татьяной Канащук и режиссёром состоялся ещё в декабре 2023 года. Татьяна Николаевна назвала предполагаемую дату премьеры — 8 марта 2025 года. В итоге спектакль выходит на день раньше — премьера состоится 7 марта.
Те, кто не знает пьесу Лопе де Вега, могут помнить эту историю по советскому музыкальному фильму 1977 года с целой плеядой звёздных артистов: Маргарита Терехова, Михаил Боярский, Армен Джигарханян, Елена Проклова, Николай Караченцев...
Не тот герой-любовник
Так вот, наш омский спектакль будет совсем не таким! По крайней мере, так говорит исполнитель роли Теодоро Андрей Набивачев. Он считает, что его герой совсем не похож на того, что играл Боярский: «Проходит всего три дня, но Теодоро за это время, как мне кажется, кардинально меняется, проходя путь от ботаника-романтика до настоящего мужчины».

«Совсем не тот герой-любовник в шляпе», — добавляет Борис Гуревич.
Но музыка в спектакле тоже будет, так же, как и вокал (только имя исполнителя режиссёр держит в секрете), будет и темпераментная испанская хореография, которую ставила Надежда Калинина.
«Я настойчиво предложил, и Надежда Станиславовна выкроила для нас время, — рассказывает режиссёр. — Одним из мотивов её согласия было то, что она никогда с куклами не работала. После первой же репетиции вечером она призналась: «Я радуюсь, как девочка, играющая в куклы».
Все мы немного собаки на сене...

Марина Солдатова (Диана) честно призналась, что по темпераменту она совсем не испанка, довольно сложно освоиться и в «испанской» манере движений, но при этом считает доставшуюся ей роль большой удачей.
«У моей героини случилась любовь, этого каждый хочет, но не все к этому готовы, ведь страсть переворачивает всё. Однако в конце истории Диана счастлива, она так и говорит: „Нет женщины счастливее меня!“ — рассказывает актриса. Она признаётся, что каждому знакомо чувство собственности. — Все мы немного собаки на сене».

Что касается Тристана, то этот персонаж наднациональный, считает его исполнитель Данил Чернов. «Вы только увидите моего героя, сразу поймёте, — говорит актёр. — Это и плут, и хитрец, и в то же время преданный друг. Это же острохарактерная роль, она в театре кукол более выгодна для актёрского организма».
По 3-4 куклы
Спектакль будет «густонаселённым» и разнокукольным, если так можно сказать, причём дело даже в том, что на сцене будут куклы разных типов: у каждого из персонажей будет по три, а то и четыре куклы!

Все они будут олицетворять героев в разным состояниях, но при этом играть будут и сами актёры, итого, получается, у героев будет четыре-пять «воплощений» на сцене. При этом в постановке занято 14 актёров, это очень массовый спектакль, а репетиции идут каждое утро и каждый вечер.
«Нужно отдать должное руководству театра, — подчеркнул режиссёр, — у нас всегда есть сцена, актёры свободны для репетиций, при этом театр живёт своей жизнью, идут спектакли, но графики перестроили так, чтобы максимум уделить нашей премьере».
Лопе де Вега написал «Собаку на сене», предположительно, в 1618 году. Более 400 лет прошло, а человеческая природа всё та же — зависть, ревность, любовь, страсть... И потому эта пьеса по-прежнему актуальна, считает режиссёр.

«„И то, что разрушают войны, любовь воссоздаёт“, — цитирует режиссёр строку из Лопе де Вега. Вся эта история про любовь, и она сегодня также актуальна, как и 400 лет назад».