Примерное время чтения: 8 минут
170

Музею «Искусство Омска» 20 лет! Для музея - младенчество

Как начинался музей?

В предоктябрьские праздники 1990 года, получив разрешение от зампредгорисполкома по социальным вопросам, я пошел «делать музей». Итак, с голой, но красивой идеей, с концепцией, прописанной в основных параметрах, с поддержкой управления культуры, но без музейных фондов, без помещения, без сотрудников начался музей. Словом, с нуля. Но это была не авантюра. К тому времени инициатор создания музея имел опыт музейной работы длиною в 20 лет. Со временем мы выработали рабочий слоган для своей работы: «Дух места через Образы места», а также закрепили свое назначение в типе музея: художественно-культурологический. Насколько мне известно, Городской музей «Искусство Омска» – первый в России музей подобного типа.

Определившись с типом, мы разработали стратегию научного комплектования фондов. Она преследовала и преследует цель комплектования, изучения, трансляции только омских художников, шире - визуальной культуры города Омска: фотоискусство, детское и студенческое творчество, актуальное искусство, дизайн.

Первые выставки

1992 год был для нас важным. В июне мы открыли свою первую выставку из фондов ГМИО, она прошла в Доме актера. Для ее проведения у нас еще ничего не было, кроме экспонатов: ни оборудования – нас выручили коллеги из библиотек, ни издательской продукции. Все было внове: и экспозиция, и презентация с вином в красивых фужерах, и вопросы, вопросы, вопросы: а что дальше?

А дальше была все та же ежедневная работа, выставки. Мы вместе провели выставку «Зажгите новую звезду» – первую официальную выставку, посвященную творческому наследию Аркадия Кутилова, с пригласительным билетом на «пачке» сигарет «Прима», а также вечер-дискуссию, посвященную поэту и художнику. Следом прошли выставки «Христианские и языческие мотивы в творчестве молодых художников Омска» с изданием первого музейного каталога–афиши в четыре краски и «Традиции конструктивизма» (ученики В.Г. Сташевича), – в обоих случаях с культурной программой: выступлениями музыкантов, встречами с авторами, беседами, экскурсиями. Но главное – ввод в культурный оборот новых имен и стилистик. Ими мы закладывали основу для проведения крупных комплексных проектов, ранее не встречавшихся в наших культурных практиках.

Развитие музея

Мы росли, мужали, наши фонды наполнялись все новыми работами. Главное – надо было сохранить собранное и двигаться, двигаться вперед. Мы видели выход в трех направлениях: комплектовании, изучении и показе того, чем богат музей, а значит и город. О комплектовании. Мы покупали у авторов работы за хорошие деньги, а они в знак благодарности отвечали дарениями. Мы не ожидали такого сценария, но он работал в Омске безотказно. Вспоминаю также свои поездки в Питер к нашим художникам, к тому времени обосновавшимся в северной столице: мы возвращали в свой город то, что нам принадлежало по происхождению. Это было незабываемо: художники Бугаев, Гурьянов, Николаенко, Гончарук, Курносов не могли поверить, что за их работами приехали специально. Но это было так. А так мы сформировали свой Ученый совет.

Инновационные выставки-симпозиумы (конференции, семинары) следовали одна за другой. Сейчас, спустя годы, думаешь: как осилили-то? Ведь нас было всего-то 5-6 человек. В 1994 году состоялась первая выставка-симпозиум молодых художников и искусствоведов «Накануне рубежа веков». С изданием каталога, афиши, пригласительных, свои логотипом – впервые в Омске. Выставку готовили всем миром. К выставке изготовили специальное оборудование, на котором разместили экспонаты с индивидуальной подсветкой. Было это в Концертном зале. На открытие выставки собрался весь художественный Омск, съехалось небывалое количество гостей из Москвы, Екатеринбурга, городов Сибири. Презентация закончилась глубоко за полночь. А наутро симпозиум: доклады, дискуссии, споры, кофе-брейк – опять впервые. Все впервые. Особенно для гостей, которые приехали в никому не известный в России музей. Их привлекала идея, свежая мысль. Они разъехались, мы остались с чувством благодарности и глубокой веры, что идем по правильному пути.

50-летие Победы!

Нас переполнял патриотизм, и в 1995 году к 50-летию Победы мы решили сделать выставку-конференцию, да такую, какую до этого не сочиняли ни в одном музее. Мы назвали ее «Война и мир или Ад и рай в творчестве художников послевоенных поколений». Разместились по замыслу в холлах и внутреннем дворике ТЮЗа. Оказалось, военная тема вовсе не «дежурная», а самая что ни на есть трепещущая: мы смогли почувствовать озабоченность молодых людей проблемой мира и насилия, решенную то лирически, то философски, то трагически. Но большим удивлением для нас, организаторов, явилось то, что выставка-конференция оказалась международной: на нее съехались люди из США, Голландии, Германии, Пакистана – наравне с нашими коллегами из российских городов.

Мы слушали их доклады, общались в кулуарах, в летнем кафе во внутреннем дворике под… «райским яблоком» метрового сечения, спускавшегося с сибирского клена и среди объекта «Фокус-покуса» – первая инсталляция в открытом пространстве Омска. Не скрою, были горды: мы выполнили гражданский долг. Через месяц газета «Культура» опубликовала огромный материал о нашем проекте, признав, что в Омске формируется «новый взгляд на искусство». А в нашем родном Департаменте культуры прошла коллегия, которая дала высокую оценку случившемуся и выразила надежду на «новые свершения». Мы были благодарны и решительны.

За пределы Омска

Почувствовав необходимость сопоставить наше искусство с другими городами (иначе можно впасть в состояние довольства и самодостаточности – верный путь в никуда), мы предложили провести Межрегиональную выставку-симпозиум «Человек в пространстве времени (современный портрет в Сибири)». Честно говоря, надежд было мало: все-таки мы городской музей, а тут – межрегиональный масштаб. Но чудо! – нас поддержала городская администрация, выделила средства на выставку. Я пустился в путь-дорожку, аж до Улан-Удэ. Предварительно составив выставку, стали собирать силы, работы, деньги – все в одну кучу. Она получилась грандиозной, под ее размах по распоряжению В.В. Шалака нам выделили (своего-то здания не было) ДК «Современник»: три этажа мы вымыли, выскребли, постелили линолеум и развернули выставку – около 400 работ из 12 городов Сибири. Многочисленных гостей – художников, искусствоведов, ученых, галеристов, музыкантов, поэтов размещали, где могли: в гостиницах, мастерских художников, у себя дома. К открытию мы издали красивейший и полезнейший каталог с текстом, картинками и тезисами докладов.

Впервые по нашему приглашению к нам приехал доктор искусствоведения, профессор МГУ Александр Ильич Морозов. Благодаря ему мы осуществили то, к чему стремились на двух предыдущих выставках: профессиональный обзор выставки с постановкой работ в контекст современного искусства. Блистательный знаток современного искусства, владеющий искусством живой речи, ученый раздал всем сестрам по серьгам, никого не обидев. Выставка-симпозиум стала уроком для нас, омичей. Мы посмотрели на себя со стороны и увидели сильные и слабые стороны. С этим выводом двинулись дальше.

Перемены

В это время в музее почувствовался «груз усталости»: мы по-прежнему были без здания, а коллекция росла, и ее надо было надежно хранить. Шел 1998 год. В нашем департаменте полностью сменилась власть. Финансирование практически прекратилось, мы уже не покупали работ в фонды, надежды на переезд в безопасное здание рухнули. Перевели внимание на научную работу. Результатом стали Вторые омские искусствоведческие чтения, которые прошли на фоне и на материалах выставки художника из наших фондов и фондов музея им. М.А. Врубеля. Это был наш первый совместный проект.

А потом меня назначили директором Департамента. Не буду говорить о своем чиновничестве, о том тяжелом времени и бремени - оно до сих пор со мной… Но осенью 2000 года музей переехал в кирпичное здание на Куйбышева 28. Я уволился из Департамента. И не вернулся в музей…

P.S.

В 2000-е годы музей жил как мог, я иногда в него заходил, редко по приглашению, чаще по тоске. Дважды обращался в Департамент с просьбой вернуть меня в музей… Через 8 лет я все-таки вернулся. По приглашению Сергея Васильевича Синюткина, в ту пору он был директором. Сегодня в музее новый директор - Лариса Александровна Тимкова, музейный специалист с огромным опытом работы и с искусствоведческим образованием. А еще в музее 50 тысяч музейных предметов. По сути это три музея в одном: один на базе художественных коллекций, второй – фотомузей, третий – музей детского искусства.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах