В Пятом театре 27, 28 и 29 марта выходит премьера. Названа она сценами из романа «Яма» Александра Куприна.
Правда, во времена Куприна произведение именовалось повестью, но автор её дописывал несколько лет и в несколько этапов, поэтому согласимся с режиссёром-постановщиком Людмилой Исмайловой, что это всё-таки роман. И адаптировать роман к сцене ей пришлось самой.
Проза на сцене
На «Культурном завтраке» в ресторане «Где же кролик?» Людмила Олеговна призналась, что вообще-то до сих пор не тяготела к постановке литературных произведений на сцене, но в Омске (а она несколько месяцев назад пришла в Пятый театр в качестве худрука) именно так почему-то сложилось.
Инсценировку писала сама режиссёр, ведь даже ставя классическую пьесу, скажем, 19 века, постановщик всё равно привносит в спектакль что-то своё, современное. Поэтому и в купринской истории начала XX века Людмила Исмайлова видит не публичный дом или страдания падших женщин, она говорит, что это полностью современная история, так как она про нас всех, про наше общество, про продажность не только и не столько тела, сколько души.
«Что-то в обществе не так, если там есть «Яма», где одни люди торгуют собой, а другие их покупают. Это об обществе, а не о страданиях женщин. Здесь о том, почему так получается - декларируем одно, а делаем другое. Проституция - это, на мой взгляд, метафора. Речь не о ней, а о продажности, лицемерии, беспринципности», - рассказала режиссёр.
Так как произведение прозаическое, Людмила Олеговна решила оставить на сцене голос автора, то есть местами будет звучать оригинальный купринский текст, однако произносить его будут те же актрисы, что играют девушек «с низкой социальной ответственностью», на время становясь неким коллективным автором.
Если у Куприна повествование ведёт мужчина-репортёр, то здесь будут женщины. «В наше время этот голос не может быть мужским», - говорит Исмайлова.
Хозяйка борделя
Спектакль, как говорят в театре, густонаселённый – участвует 31 актёр! Ларисе Чичко досталась роль хозяйки «заведения». Для неё роль была «на сопротивление», очень сложно было найти какое-то понимание поведения своей героини Анны Марковны. Пришлось смотреть и читать литературу о подобных заведениях, но всё равно роль «не шла», пока Лариса Петровна не поняла главной боли своей героини.
«Анна Марковна очень любит свою дочь и боится, чтоб дочка не повторила её судьбу, ведь Анна Марковна в прошлом тоже была проституткой, - говорит Чичко. - Для неё бордель - способ заработать деньги для дочери. Но при этом другие молоденькие девочки для неё просто товар».
Когда актриса поняла этот цинизм и тайную боль Анны Марковны, ей стало легче играть. Но не понимать или оправдывать свою героиню.
Для Анны Сотниковой, игравшей принцесс и в принципе положительных героинь, роль деревенской девушки Любки тоже стала игрой «на сопротивление». Она также, как Лариса Чичко, изучала жизнь дореволюционных домов терпимости, но всё равно не могла понять сущности девушек: ну потеряла невинность, но не обязательно же в публичный дом из-за этого идти.
Потом Анна выявила общую черту обитательниц «Ямы» и остальных подобных заведений: девушки считают, что их никто никогда не полюбит, и поэтому продают своё тело. Её Любка не такая, и её «в заведении» шпыняют, гоняют, однако у неё не найдётся сил на это ответить.
Красавец-злодей
Ещё один герой истории – Семён Горизонт, который даже собственную жену продал в публичный дом, руководствуясь принципом – если не он это сделает, то найдётся кто-то другой. Горизонта играет не так давно пришедший в труппу Пятого театра Сергей Троицкий.
Режиссёр говорит, что ей для этой роли в первую очередь нужен был красавчик, потому что легко сопротивляться злу, если оно безобразно и отталкивающе, а если нет?
«Если отбросить его красоту, он конченый подонок, - рассказывает о своём герое Сергей. - При этом он говорит, что спрос рождает предложение: «Не продам я - продаст другой». Так и есть в нашей жизни. Если есть спрос на что-то непристойное, найдётся тот, кто будет это предлагать».
Как это будет
Чтобы красиво донести до зрителя большие прозаические отрывки, из Санкт-Петербурга был приглашён педагог по речи Дмитрий Кошмин, понадобился и педагог по вокалу (Евгения Амарцева), так как девушки поют, да ещё и акапельно.
А чтобы избежать натуралистичности «сомнительных» сцен, без которых показать жизнь публичного дома невозможно, понадобился режиссёр по пластике Игорь Григурко – все эти эпизоды решены красиво, под музыку, пластично (и очень непросто, как признались актёры).
Как это будет, омичи смогут увидеть уже 27-29 марта. Ну или в апреле, если на три дня премьеры приобрести билеты не удалось.
18+