Уникальное трио музыкантов, которое рассматривает русскую культуру как источник вдохновения, развивают и сохраняют народные мотивы - приглашают прикоснуться к её корням и истокам. Это не «хороводы-кокошники» и не этнографические записи бабушек (хотя, ни в первом, ни во втором случае ничего плохого нет). Это по-настоящему живая и современная русская народная музыка, интересная, и позволяющая задуматься. Задуматься зачастую приходится и над названиями музыкальных инструментов: жалейка, калюка, рожок, свирель, двойчатка…
О душе
На каких бы инструментах не играли музыканты, «душа, мозги и сердце» остаются русскими. А музыкальные помощники привезены из самых разных стран – это и Китай, Ирландия, Франция. Ребята поясняют, что неважно, какой инструмент попадает в руки, важно кто на нем играет и что играют.
- Бывает, берешь индийскую или китайскую флейту в руки, и все равно играешь то, что знаешь, что-то свое, - объясняет Сергей Старостин. – И заморская флейта превращается в русский голос.
Также трио делают музыкальные инструменты сами, например, Мариан Калдарару - создатель уникальной ударной установки.
Еще «старостинцы» замечают тенденцию, что многие молодые музыканты в начале своей карьеры увлекаются зарубежной этникой – кельтской музыкой. Но постепенно начинают задаваться вопросом: а что есть исконно русское, какие инструменты, какая традиция в России? И многие из них приходят в отечественную музыку с хорошей школой игры зарубежной этники.
О забавном
Забавные случаи с фолк-музыкантами бывают на таможне. Все инструменты на границе кажутся подозрительными. И самый подозрительный из всех – кахон (похож на коробку, внутри нее музыкальная «начинка»). Оба Сергея шутят над Мариану Калдарару, что на самом деле подозрительным является лицо брюнета- молдаванина, а не инструменты. Но дружеские подшучивания не мешают сплоченной творческой работе. Да и полицейские Европы уже знают трио, но иногда просят сыграть, дабы убедиться в действительном владении музыкальным инструментом.
Боятся ли музыканты, что не будут собирать стадионы? Опять шутят - выплакали моря по этому поводу.
- Но Мариан специально готовит гламурную, фарфоровую перкуссию, и может быть, именной с ней мы станем модными, - добавляет Серей Клевенский.
А если серьезно, то трио не стремится завоевывать стадионы, их музыка для души и сердца. Каждый человек определяется для себя сам, что ему нужно и чего он хочет. Силой музыканты не «окультуривают».
На концерт в Омске, «Трио Старостина», кроме ставших уже традиционными гуслей, рожков и степной флейты, привезли испанскую и молдавскую волынки, канджиру (своеобразный бубен, используемый в южноиндийской музыке), кахон (ударный инструмент родом из Перу) и пастушню - уникальный исконно русский «шумовой» инструмент, имеющий и другие диалектные названия: барабанка, пастухалка, брякалка или стукоталка. Народные инструменты в сочетании с джазовыми ритмами создали неповторимую концертную атмосферу. Это своеобразный магический ритуал, настоящее искусство, полное импровизации и ярких контрастов.
Малый словарь народных музыкальных инструментов:
- Жалейка (брёлка) — старинный русский народный духовой язычковый музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Известен также под названием «жаломейка», то же что «сопель», «пищелка», «флетня», «дуда».
- Калюка - древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Звуки колюки строятся по натуральному звукоряду, недостающие ноты исполнители иногда допевают сами, имитируя голосом резкий и сиплый звук инструмента.
- Рожок - русский двуствольный духовой инструмент, род продольной флейты. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук.
- Свирель представляет собой простую деревянную дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий.
- Двойчатка - двойная свирель (двойница, двойчатка) состоит из двух однотипных дудок неравномерной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия. Обычно, большую дудку держат в правой руке, малую - в левой.