В течение двух недель в областном музее изобразительных искусств им. Врубеля работает выставка талантливого омского художника-графика Владимира Кудряшова (1944-2003 гг.), посвящённая его 70-летию.
Имя нашего земляка на слуху не только у омских краеведов, будучи членом Союза художников РСФСР, он был известен и в более широких кругах.
Любимым полем деятельности В. Кудряшова являлась графика, линогравюра. И мастер не отказался от этого жанра даже в те времена, когда он был непопулярен. Упорство в выбранной сфере привело к тому, что Владимир Константинович считается одним из самых успешных художников этого направления. Временная экспозиция произведений автора в областном музее включает пять работ, которые легко узнаваемы, благодаря излюбленным методам работы графика – таким, как контрасты чёрного и белого, энергичность разнохарактерного штриха.
– Никто не мешал мне работать так часто и так много, как он. Но всё равно, когда он приходил, я с удовольствием бросал любую работу, оставляя её на ночь или на другой день, вспоминает Александр Лейфер. – А приходил он иногда по нескольку раз в неделю. У него было своё место на нашей кухне, он занимал его, я собирал на стол, садился напротив и начинал слушать его бесконечные рассказы – про его томских друзей, про суворовское училище, в котором он когда-то учился, про его жён и подруг, про поездку в Канаду, про Челюскинскую творческую дачу, про его короткое житьё в Коврове, про военную службу на Дальнем Востоке, про родное старинное подмосковное село Мещерское… Некоторые из историй я слушал не по одному разу, но от этого они не становились для меня неинтересными – рассказчиком он был великолепным. Если у меня или у него случались деньги, мы по нескольку раз за вечер бегали в ближайший гастроном – не без этого, а если денег не было, прекрасно обходились и так.
По словам близкого друга в последние годы жизни Кудряшов перебивался, что называется, с хлеба на квас. Был вынужден из-за высокой арендной платы отказаться от мастерской на Нефтезаводской улице, но не переставал работать в своей однокомнатной квартирке на окраине города.
– Заказы случались редко, – продолжает Александр Эрахмиэлович. – Летом рисовал карандашные портреты прохожих, сидя либо в сквере недалеко от Тарских ворот, либо в парке культуры Октябрьского района. У него было много творческих замыслов, и очень жаль что, они остались неосуществлённым. Но нам осталось замечательное «утешение» – его наследие, и выставка тому подтверждение. Например, портрет «Ф.М.Достоевский в Омском остроге» (1990) – работа, которая уже двадцать лет живёт своей самостоятельной жизнью и, уверен, будет жить до тех пор, пока не иссякнет интерес читателя и зрителя к творческому наследию великого русского писателя. То есть практически вечно.