Любопытный факт: в первые годы своего существования автобусные маршруты в Омске не имели цифрового обозначения, они различались не по номерам, а по цветам.
Их так и называли - красный, синий, зелёный.
Первые рейсовые
Рейсовых автобусов вначале было всего два - на маршруты они вышли в июне 1924 года. Город и тогда был чрезвычайно вытянут вдоль Иртыша, но омичи новшества восприняли вяло. Для них цена проезда была высоковатой, стоял автобус на конечной остановке до тех пор, пока не наполнится салон. Один из них вмещал в себя 18 человек, а другой лишь девять.
На заре становления общественного транспорта важно было воспитать культуру поведения пассажиров.
Особенностью путешествия на городском общественном транспорте в то время было то, что оплачивать проезд следовало… на каждой остановке. Стоило это пять копеек, но если вам надо было проехать через весь город, то траты были существенными. Билеты продавал сам водитель - ни кассиров, ни кондукторов в то время ещё не было. Стоять в автобусах запрещалось.
Пешком, правда, не ходили: по городу курсировал гужевой транспорт, конюшни были в разных частях Омска. Кстати, песенку старого извозчика, которую блистательно исполнил народный артист СССР Леонид Утёсов, сочинили только к началу 1940-х. Очень долго советские люди привыкали к регулярному автобусному сообщению.
Первые машины были австро-швейцарской сборки Saurer, их называли «мордастыми» из-за большого капота. Как считают знатоки истории, они были закуплены новенькими. У советского государства того времени границы были пока открыты и с иностранными производителями имелся тесный контакт.
Накануне выхода первых автобусов в рейс газета «Рабочий путь» (в то время так называлась «Омская правда») анонсировала событие: «Автопромторг открывает пассажирское автобусное движение по линиям «Вокзал - ветка - Городской театр - завод Рандрупа (позже - «Красный пахарь», ныне Агрегатный завод) - Загородная роща». Сообщение быстрое, удобное, дешёвое. Остановки автобусов по расписанию и по требованию. Автобусы идут каждые полчаса, с 7.30 до 16 часов. На местах стоянки устроены станции для ожидания. Начало движения намечено с 25 июня с. г.». Существует статистика, что первый же год автобусами было перевезено 430 тысяч пассажиров.
Вход и выход - отдельно
Со временем общественный транспорт полюбился горожанам: Омск разросся, и попасть из одного конца в другой стоило немалых трудов. И тут оказалось, что автобусов не хватает катастрофически, и перевезти всех желающих они не в силах. В конце концов было решено изменить график движения, сократив интервал между автобусами и продлив время на линии до 18.00. Эти изменения произошли с поступлением новых машин. В сентябре 1925 года в Омск прибыли 10 новых автобусов. Они были по тому времени весьма комфортабельными - в них не так трясло на ухабах.
Воспитывалась культура поведения, уже тогда для пассажиров предусматривалось две двери. Входили в салон строго через вторую дверь, выходили через первую.
В 1926 году автобусы перевезли около 900 тысяч горожан, к 1928 году пассажиропоток возрос до двух миллионов. Первые отечественные марки машин - АМО, производимые на одном из московских заводов, пришли в Омск в 1930-м году. В это время общественный транспорт обслуживал три городских маршрута и один пригородный. Кстати, стоимость проезда в 5 копеек (но уже не за остановку, а за поездку) такой и оставалась вплоть до перестроечных времён.
Вопрос об организации в Омске троллейбусного движения был впервые поставлен в 1953 году. В следующем году общие намерения превратились в конкретные планы, после того как 24 мая Совет министров СССР утвердил технический проект создания в Омске троллейбусной системы. Первый троллейбус вышел на линию 5 ноября 1955 года. Маршрут соединил управление Омской железной дороги и городок водников. Его протяжённость составляла 6,3 км. Билет стоил четыре копейки.