Живут себе американцы тихонько в своей Америке. Вдруг смотрят: из земли сваи полезли. Спрашивают друг друга: что происходит? Да ничего особенного, просто в Омске мосты строят...
Очень актуальный анекдот для нашего города в минувшем столетии. "АиФ в Омске" уже рассказывал о мостах через Иртыш, существующих ныне, существовавших когда-то и только планирующихся. Сегодня речь пойдет о мостах через Омь.
О первом, железнодорожном, подробно говорить, пожалуй, незачем - все-таки почти окраина города. А вот следующий за ним по течению, Октябрьский, или по-народному "Горбатый", мост - явление интересное. Хотя бы тем, почему он, собственно, "горбатым" зовется. Построен он был в 60-е годы и уже через 30 лет "перенес" реконструкцию. Тогда его "подняли", чтобы немного уменьшить "горб", возникший при возведении на высоких берегах. На подъезде к нему образовался спуск, а перед спуском - возвышение, которое и определило его "горбатый" характер. В 1990-е при реконструкции мост немного "подняли", выемка уменьшилась, но все-таки сохранилась.
Функциональность без изысков
В 1980-е годы берега в створах улиц Жукова и Фрунзе соединил так называемый Фрунзенский мост. Своим появлением он решил судьбу деревянного моста, который располагался по соседству в 1950-1970-е годы, за стадионом "Трудовые резервы". Во время ледохода он деформировался и для автомобильного движения стал опасен, но пешеходам пользоваться им не запрещали. А пока думали, чинить или не чинить, появилась идея построить Фрунзенский мост и необходимость в восстановлении деревянного отпала.
Примерно с середины 1950-х не существует и мост (по некоторым документам - Никольский) с другой стороны "Трудовых резервов", к которому сходилось сразу несколько улиц, делая этот участок узловой точкой городской транспортной сети.
Тогда же, в середине прошлого века, водная стихия лишила город так называемого Трамвайного моста. Он располагался всего в метре с небольшим от нынешнего Юбилейного, который в то время именовался Железным. По нему ездили только трамваи, и пешеходов на мост не пускали. После потери этого моста "трамвайная" связь между берегами оборвалась и восстановилась только с постройкой Комсомольского моста.
Строительство в масштабах Омска по тем временам было грандиозное. Мосты в нашем городе, в большинстве своем, - сооружения чисто функциональные, с минимальными архитектурными изысками. В 1990-х годах, когда Комсомольский ремонтировали и убирали трамвайные пути, на въездных опорах установили барельефы, посвященные истории Комсомола, которые были обозначены еще в проекте 1950-х годов, но тогда почему-то не появились.
Самый первый
За мостом, который нынче называется Юбилейный, омские купцы в саму Францию ездили, на парижскую промышленную выставку, а затем на баржах по реке доставляли его в Омск. Такова легенда о самом старом мосте города. Вернее, старый не мост, а место, на котором он располагается аж с начала 18 века, правда, сегодня - с "погрешностью" в несколько метров.
Сначала сооружение представляло собой наплавной мост (ведь когда-то Омь была судоходной рекой), который на зиму убирался. Потом его заменили на деревянный, и он с перестройками просуществовал практически до начала ХХ столетия. Менялось только имя: Железный (как бы подчеркивающий его принципиально новый характер, поскольку до этого все мосты в городе были деревянные), Ильинский (по названию церкви и площади), Французский (видимо, в память о легенде, не ставшей былью).
Если говорить о проектах возможных мостов, то существовала мысль построить один в створе улицы 7-я Северная, другой - в устье Оми с выходом на площадь Речного вокзала или в створ улицы Ильинской. Но самый грандиозный проект - продлить проезжую часть Набережной и построить высокий мост в русле Иртыша. У проекта есть противники, однако некоторые считают, что это откроет новые возможности и перспективы для развития города.