Неоплаченная разметка
В итоге мост всё-таки решили ремонтировать, удалось получить средства из федерального и областного бюджетов. И 5 октября администрация заключила контракт стоимостью 328 млн. Ремонт должны закончить в ноябре 2018 года. А между тем мэрия уже планирует ремонт следующего моста - Ленинградского. В следующем году обследуют его, Комсомольский и мост им. 60-летия ВЛКСМ. На диагностику потратят 6,5 млн руб. из городского бюджета. Средства понадобятся и для корректировки проектно-сметной документации, которую для Ленинградского моста разработали ещё в 2008 году. На сам ремонт деньги будут просить у федералов - понадобится около 450 млн руб., точная сумма определится уже после корректировки документации.
На Комсомольском мосту и нескольких виадуках в 2018 году поменяют покрытие - в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» (БКД). На неё в областном бюджете должны предусмотреть 950 млн руб. в качестве софинансирования к федеральному миллиарду, плюс с администрации Омска 50 млн. Пока в региональном дорожном фонде следующего года 4,5 млрд руб., но предполагается, что сумма увеличится; в прошлом году на начальном этапе было больше - 5,2 млрд. По словам экспертов, это связано с уменьшением количества акцизов, поступающих в фонд.
В 2018-м по БКД отремонтируют 204 км дорог: 75 км региональных (пять объектов) и 129 км в городе (37). Главные и самые сложные в городе - Красный Путь и проспект Маркса. Выбоин не так много, но есть опасная колея. За эти улицы проголосовало большинство в группе программы в соцсети. В целом планы властей совпали с мнением жителей. Но добавились и те улицы, которых в перечне не было - Завертяева и 2-я Производственная. Последнюю включили в резерв: если появятся дополнительные средства или удастся сэкономить на торгах, она войдёт в список ремонтов. А вот ул. Завертяева включена в планы на реконструкцию: её нужно расширять, поэтому пока её ремонтировать нет смысла, чтобы через два года не снимать новый асфальт. Также по программе продолжат работать на основных выездах из города в радиусе 50 км: Омск - Тара, Омск - Муромцево, Омск - Русская Поляна, Бакбасар - Азово - Шербакуль - Полтавка и Омск - Красноярка. Дорожники выйдут и на Муромцево - Седельниково. На неё потратят 100 млн, но уже не в рамках БКД. Также, если будет возможность, отремонтируют дорогу на Нововаршавку. В ноябре за счёт экономии на неё выделили 1,2 млн. Взрыхлили, сделали из асфальтовой грунто-щебёночную, поверх которой со временем появится асфальт.
Круговорот бюджетных средств
В прошлом году во время ремонта по программе появился нюанс: некоторые работы не включили в смету, а требования к состоянию дорог их предполагают. Например, обочины. На некоторых улицах подрядчики добровольно их подрезали, понимая, что это в их интересах. Дешевле срезать, чем потом восстанавливать покрытие: завышена обочина - вода не будет уходить, и асфальт разрушится, а гарантия - четыре года. На остальных участках приходилось это делать мэрии за свой счёт. В этом году все нюансы пропишут в документах.
Также минстрой ремонтировал трассы в рамках повседневной деятельности: 179 млн отправили на дороги в Муромцево, Тару и Одесское. В планах властей привести в порядок ряд дорог в Полтавском, Нововаршавском и Шербакульском районах. Но они требуют более существенных затрат. На областных дорогах появились пять пунктов весового контроля, чтобы уберечь отремонтированные трассы от большегрузов. Дороги, построенные в регионе в 1970-1980 гг., в основном рассчитаны на машины с нагрузкой 6 т на ось - это небольшой КамАЗ. Капитально отремонтированные - на 10,5-11 т.
По статье «Строительство и реконструкция» в 2017 году работали на 46 объектах региональных и муниципальных. Треть из них - муниципальные: администрации сами разрабатывают документацию, определяют подрядчика и принимают работы. В целом муниципальным образованиям отдали 2,1 млрд руб. - почти четверть всего дорожного фонда. Из 46 объектов к декабрю завершили 24. Из оставшихся 22-х точно переходят на следующий год 14.
Проклятие плохого подрядчика
Весной в рамках содержания в 13 районах проводили аварийно-восстановительные работы: на ремонт 34 дорог, пострадавших от паводка, потратили 53 млн руб. В эту сумму вошло устройство новых водопропускных труб, восстановление земельного полотна, щебёночных покрытий. Укладывали две новые трубы на дороге Тара - Усть-Ишим в Знаменском районе и одну на Усть-Ишим - Фокино. Заканчиваются работы на дороге Исилькуль - Полтавка - Соловьёвка: в 2016 году в Полтавский район пришло много воды из Казахстана, которая осталась в низине в районе села Соловьёвка, затопило дорогу. Специалисты подсчитали, что дешевле поднять существующую, чем строить объездную. На подъём из воды 2 км дороги направили 72 млн руб. Рабочие сделали насыпь из песка и щебёночное покрытие, в 2018-м уложат асфальт.
В Усть-Ишимском районе достроили четыре моста. По дороге Усть-Ишим - Загваздино зимой в Тобольск идёт транзитный транспорт, везут грузы в Тюменскую область. На трёх старых деревянных мостах было ограничение 5 т. И в любой момент они могли сломаться: летом один действительно подломился, упала машина с грузом. Также в планах по этой дороге строительство восьми водопропускных труб.
В этом году за деревенскую дорогу принялась недееспособная организация, которая закончила земляные работы, начала укладывать щебень, но не рассчитала силы и не завершила. К «Яблоньке» вовсе никто не притронулся: весь этот год администрация судилась с подрядчиком, в результате выиграла. В 2018 году торги состоятся в четвёртый раз.
Ещё одна статья расходов дорожного фонда - покупка техники. В 2017 году на неё истратили 343 млн руб. В лизинг на три года купили 31 комбинированную дорожную машину. Одна стоит около 6 млн. Их раздали «кустовым» ДРСУ, которые располагаются в Таре, Тюкалинске, Лузино, Омске (старый Кировск), Розовке и Калачинске. Ещё для области приобрели асфальтобетонный завод (60 млн), установку для приготовления битумной эмульсии (10 млн). За счёт экономии на торгах собираются купить ещё асфальтоукладчик (16 млн), фрезу (32 млн) и катки (15 млн).
От редакции. Планы на 2018 год грандиозные: замена асфальта на Красном Пути, Комсомольском мосту, проспекте Маркса, ремонт Ленинградского моста, а ведь и Юбилейный на законных основаниях могут ремонтировать до ноября. Омск следующим летом превратится в пешеходную столицу?
Попросим у федерального бюджета
Михаил Горчаков |
«В следующем году будет инструментальное обследование Ленинградского моста. Сроки его ремонта станут известны после разработки, корректировки проектно-сметной документации и прохождения госэкспертизы, - говорит заместитель директора департамента городского хозяйства администрации Омска Михаил Горчаков. - Чтобы не терять времени, мэрия подготовила предложения - общие, по перспективным направлениям развития Омска для получения финансовой поддержки из федерации. Одним из этих предложений как раз и является капремонт Ленинградского моста. Если бы были собственные средства, мы уже давно провели эти работы. Тем не менее за счёт бюджетных средств города будет произведено инструментальное обследование. Этот мост включили в первую очередь.
Помимо обследования мостовых сооружений, пройдёт и ремонт дорожного покрытия с полной заменой асфальтобетона на путепроводах на ул. Кирова, Лизы Чайкиной, Госпитальной. У Комсомольского моста тоже большой износ дорожного покрытия, есть участки с полным выкрашиванием».
Графики на ускорение
Илья Трушников |
«Срок ремонта Юбилейного моста по проекту - 14 месяцев, то есть по ноябрь 2018-го, но генподрядчик имеет право выполнить досрочно, - отмечает директор департамента строительства администрации Омска Илья Трушников. - Для этого с начала ремонта моста ежемесячно составляем графики. Они учитывают выполнение работ в несколько раз быстрее, не нарушая технологии. В октябре и ноябре выполнены без срыва. В декабре по плану завоз металлоконструкций, в январе будем монтировать. Для себя отметил срок - в конце мая открыть движение по мосту. Для чего буду ежемесячно сокращать сроки и вести жёсткий контроль.
По проекту срок подготовительных работ - четыре месяца, они были проведены за два, плюс сняты опоры контактной сети, тепловая тоже демонтирована. А ещё перила и тротуарные блоки - мост наполовину разобран. Когда станем разбирать центральную часть, специалисты СибАДИ будут прямо на мосту находиться, следить за всем и практически одобрять - либо следующий шаг выполняем, либо остановились, что-то ждём».
Шишек набили
Дмитрий Христолюбов |
Дмитрий Христолюбов, замминистра строительства и ЖКК Омской области:
«Есть нарекания по подрядчикам. В этом году жёстко взялись за исполнение контрактов. Появились незнакомые организации, которые не участвовали в рынке, вышли работать. И если бы хорошо работали, претензий не было. Но контракты не исполняют, деньги не осваиваются и возвращаются. Мы этого допустить не можем.
Пять подрядных организаций включили в реестр недобросовестных поставщиков: одна проектная, одна - стройконтроль и три - строительство и ремонт.
Одна из них прокололась на двух областных и на одном муниципальном объекте, не выполнила три объекта из пяти. Один в Черлаке закончила - и то не сама, за счёт субподрядчика. В Таре ещё пытается объект закончить. Организация не имеет права участвовать в новых торгах, но по тем, где есть контракт, может закончить. Это сигнал остальным, чтобы рассчитывали силы. Если заходите на объект, должны либо всё исполнять, либо не браться.
В Омске проще: подрядчики в прошлом году, когда ремонтировали «платоновские» объекты, шишек набили, в этом году дружно принялись за работу».
Безопасны все
Галина Зурнаджан |
Галина Зурнаджан, директор БУ г. Омска «Эксплуатация объектов внешнего благоустройства»:
«Многие жаловались на трещину на Фрунзенском мосту, на состояние Юбилейного, были претензии и по Ленинградскому. Сегодня все искусственные сооружения города безопасны для транспорта и пешеходов. Процент износа у моста им. 60 лет ВЛКСМ - 37%, у Ленинградского и Комсомольского - 48%. В следующем году будет выполнена диагностика, пройдут испытания, спецобследование этих сооружений. И тогда решится вопрос о капремонте.
В 2008 году Ленинградский мост был обследован, разработана ПСД, но из-за отсутствия средств работы не выполнены.На Ленинградском мосту в 2012 году поменяли два аварийных деформационных шва. И сейчас это один из важных вопросов. Разработан технологичный план: на первом этапе заменим деформационные швы, на втором - тротуарные плиты вместе с бордюрными ограждениями. По мосту идут большегрузы, крупногабаритная техника, которая обслуживает дороги».