Сообщества профессионалов. Для чего нужны СРО в жилищной сфере?

Стратегически важной задачей является повышение осведомлённости собственников жилья обо всех наиболее важных процессах в жилищно-коммунальном хозяйстве. © / Виктор Иванов / АиФ

Многие из омских управляющих компаний также объединили усилия для более продуктивной работы. Для чего нужны СРО в жилищной сфере, и как пользу от их деятельности могут ощутить на себе собственники жилья?

   
   

Основная цель объединения управляющих компаний в СРО — продвижение своих интересов при взаимодействии с органами власти, другими участниками  рынка обслуживания жилья, коммунальными организациями, общественными структурами и т.д. Такое объединение позволяет более активно отстаивать свою позицию, аккумулировать силы профессионального сообщества, вырабатывать более эффективный подход для решения многих задач, стоящих перед управляющими организациями.

Объединение позволяет более активно отстаивать свою позицию, аккумулировать силы профессионального сообщества.

В соответствии с требованиями законодательства о СРО, такое объединение  обязательно должно выработать критерии для отбора в члены саморегулируемой организации.  Также СРО имеет возможность выработать внутренние документы, обязательные для исполнения всеми членами объединения. 

Заметим, что в отличие от лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, членство в СРО является добровольным. Поэтому на рынке жилищных услуг работают организации как состоящие в СРО, так и не являющиеся членами какого-либо профессионального объединения. Однако, членство в СРО вполне может рассматриваться как признак стабильности и высокого потенциала управляющей компании. Предприятие, не соответствующее критериям участия в СРО и внутренним обязательным требованиям, не может быть принято в члены организации. Поэтому принадлежность к СРО характеризует управляющую организацию как устойчивую, надёжную и серьёзную, пришедшую на рынок жилищных услуг не на один день. За счёт установленных требований к вступлению в СРО, стандартов и правил поведения на рынке для членов саморегулируемой организации создаются реальные инструменты для борьбы с недобросовестной конкуренцией и для повышения эффективности работы управляющих компаний.

В Омской области сегодня действуют 2 саморегулируемые организации в сфере обслуживания жилья — основанная в 2010-м году СРО НП «Содействие развитию ЖКХ» и появившееся двумя годами позже Некоммерческое партнёрство управляющих организаций в ЖКХ. Ввиду общности задач и целей, эти объединения не конкурируют, а сотрудничают — между ними заключено соглашение о взаимодействии.

«Целями создания всех СРО, не только в сфере ЖКХ, являются выработка общей стратегии, единых правил работы, отстаивание общих интересов на всех уровнях, - комментирует исполнительный директор НП Управляющих организаций в ЖКХ Наталья Яценко. - Между организациями, входящими в нашу СРО, подписано соглашение – некий свод правил поведения на рынке услуг ЖКХ, которые все организации стараются соблюдать. Если всё-таки возникает какой-либо конфликт интересов, то внутри нашей СРО создана Конфликтная комиссия, которая призвана разобраться в сложившейся ситуации и предложить варианты решения проблемы для участников саморегулируемой организации. Кроме того, представители СРО участвуют в различных рабочих группах совместно с органами власти – администрацией города, РЭК Омской области, Министерством строительства и ЖКК Омской области для выработки решений и для эффективного взаимодействия по вопросам управления жилищным фондом на территории региона».

   
   

Активно сотрудничает с властными структурами и НП «Содействие развитию ЖКХ». СРО входит в организованные омской мэрией рабочие группы  по вопросам муниципального жилищного контроля, контролю санитарного состояния территории города, в состав Общественного совета при РЭК Омской области.

«Взаимодействие с органами государственной власти помогает нам эффективно защищать интересы членов нашей СРО, продвигать инициативы по  улучшению условий для деятельности предприятий, - рассказал генеральный директор СРО НП «Содействие развитию ЖКХ» Александр Бочкарёв. - Мы анализируем законодательную базу в сфере ЖКХ, что позволяет нам  оперативно выявлять неработающие и неэффективные подзаконные акты, содействовать их доработке, адаптации под нужды предприятий, работающих в нашей сфере. В конечном счёте всё это подчинено нашей главной цели — обеспечению безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

То, как рабочие контакты СРО с органами власти могут приносить конкретные результаты, можно проследить на одном примере. Уже на протяжении 4 лет совместно со специалистами Департамента экономической политики администрации города Омска в составе рабочей группы по расчёту размера платы за содержание жилья участвуют представители СРО НП Управляющих организаций в ЖКХ. До этого, подобного обсуждения и взаимодействия при подготовке ежегодного постановления администрации города Омска  по установлению размера платы не происходило. Участие СРО в этом процессе способствует установлению объективного, экономически обоснованного и достаточного для выполнения работ на домах тарифа.

Неоднократно в рамках взаимодействия и отработки некоторых вопросов проводились совместные совещания с Государственной жилищной инспекцией Омской области, Департаментом городского хозяйства администрации города, а также со всеми коммунальными организациями. В таком сотрудничестве  заинтересованы все стороны, а на пользу оно идёт в том числе и жителям многоквартирных домов.

«Конечно, в основном СРО работает для защиты и продвижения на рынке интересов УК, - говорит Наталья Яценко. -  Но полагаю, что работа СРО, вырабатываемые нами рекомендации для её членов повышают эффективность работы состоящих в СРО предприятий. Они могут осуществлять свою деятельность с большей профессиональной точностью, работать более грамотно, имеют возможность на ином уровне обсуждать многие вопросы, связанные с изменениями законодательства, расширением круга обязанностей УК и обязательным лицензированием деятельности. Это безусловно сказывается на качестве работы и услуг, оказываемых управляющей компанией собственникам жилья.

Например, с 1 июня  2017 года всем членам нашей СРО были даны разъяснения и рекомендации относительно расходов на услугу по водоотведению в местах общего пользования:

  1. не включать в квитанции за  июнь расходы на данную услугу;
  2. провести в июне обследование каждого обслуживаемого жилого дома;
  3. заактировать  наличие/отсутствие в местах общего пользования водоразборного и водоотводящего оборудования;
  4. направить оформленные  акты в ОАО «ОмскВодоканал»  как основание для исключения из начисления за  услугу водоотведения в местах общего пользования тех жилых домов, где водоразборное и водоотводящее оборудование отсутствует».

Кроме этого, по словам Александра Бочкарёва, стратегически важной задачей является повышение осведомлённости собственников жилья обо всех наиболее важных процессах в жилищно-коммунальном хозяйстве. Для этого СРО НП «Содействие развитию ЖКХ» предусмотрены «круглые столы», горячие линии с представителями управляющих компаний, ресурсоснабжающих предприятий. 

Смотрите также: