Грядет смена правил. Лицензирование изменит рынок ЖКХ

Что подлежит ремонту в доме, решать жильцам. А управляющая компания выполнит их требования. © / Александра Горбунова / АиФ

Если с капитальным ремонтом более-менее всё понятно (определены варианты финансирования и механизм выполнения работ), то лицензирование – пока ещё «тёмная» лошадка и для жилищников, и для собственников жилья.

   
   

Рынок в ожидании

Тёмная потому, что, хотя закон о лицензировании уже действует с 1 сентября этого года, отдельные пункты ещё окончательно не согласованы, доработка документа продолжается до сих пор и ещё будет продолжена.

Но принципиальное решение принято: все российские управляющие организации в сфере ЖКХ должны будут получить лицензию на право осуществления своей деятельности до 1 мая будущего года.

​– Многоквартирный дом – это сложный технологический объект, который должен управляться профессионалами. С этой точки зрения лицензирование как раз и должно очистить рынок от непрофессионалов, – считает Оксана Севастюк, генеральный директор ООО «УК «ЦентрЖилСервис».

Это, конечно, так, но в идеале. Кто может дать гарантию, что члены лицензионной комиссии будут максимально объективны, принимая решение о выдаче лицензии той или иной компании, их не введут в заблуждение «профессиональные» жалобщики, которые есть практически в каждом доме, или они попросту не ошибутся? Ведь пресловутый человеческий фактор ещё никто не отменял. И тогда шансов лишиться работы у добросовестной УК более чем достаточно. А если с рынка уйдут те, кто профессионально и ответственно выполняет свои договорные обязательства перед жителями, в этом случае собственникам реально есть что терять.

Кстати, о жалобщиках. Уже сейчас в городе есть вполне рентабельные дома, которые любая управляющая компания охотно взяла бы на обслуживание, но не берут. Причина – потребительский экстремизм. Огромное количество жалоб и необоснованных претензий к деятельности жилищников от одного или группы недовольных товарищей приводят к тому, что дом остаётся фактически один на один со всеми своими коммунальными проблемами. В итоге страдают все жильцы.

Управляющие организации не остаются в стороне от создания главного законопроекта, регламентирующего их деятельность. Предложения законотворцам поступают со всей страны.

   
   

– К сожалению, дать конкретный ответ на многие вопросы сегодня сложно, пока закон не принят в окончательном виде. Только в эту осеннюю сессию депутаты будут обсуждать 18 подзаконных нормативно-правовых актов, – продолжает Оксана Владимировна.

Главное, считают жилищники, чтобы дополнения и изменения в закон о лицензировании пошли на пользу всем сторонам процесса.

Необходимые условия

АиФ
Закон о лицензировании требует ответственности от жилищников.
– Наша общая цель – создать омичам комфортные условия для жизни. Если сравнить, в каком состоянии было жилищное хозяйство девять лет назад и как сейчас: с точки зрения оснащённости управляющих компаний, а, соответственно, и их технических возможностей, насколько сократилось число коммунальных аварий, как изменилось отношение собственников к общему имуществу и т. д. – позитивные перемены налицо. С приходом частных жилищных компаний процесс управления жильём налажен гораздо лучше. Это объективно. На мой взгляд, лицензирование призвано максимально усовершенствовать этот процесс. Если будут созданы условия для нормальной, конструктивной работы, собственники станут не только отстаивать свои права, но не будут забывать и об обязанностях, если приоритетом для управляющей компании останется индивидуальный и добросовестный подход к каждой сложной ситуации, рынок и все его участники только выиграют, – убеждена Оксана Владимировна.