Вся жизнь – игра. В СССР в хоккей побеждали вопреки обстоятельствам

Владимир Кукушкин в Институте физкультуры. Москва, 1951 год. © / Из личного архива

Может показаться, что хоккей в Омске был всегда, однако есть в городе человек, который помнит, что до 1952 года у нас и клюшку-то в руках правильно держать не умели. Владимир Кукушкин – первый тренер команды «Авангард», в то время называвшейся «Спартак».

   
   

62 года назад Владимира Игнатьевича из московского института физической культуры направили в Омск – развивать хоккей. В ту пору дипломированных специалистов по клюшке и шайбе в нашем городе попросту не было. Хотя, что говорить про хоккей, если даже главная кузница спортивных кадров региона, СибГУФК, только-только приняла своих первых студентов в 1950 году. В открывшийся физкультурный институт и направили работать Владимира Кукушкина. Попутно он начал тренировать первую городскую хоккейную команду «Спартак». Из-за нехватки кадров в СибГУФКе он преподавал студентам не только футбол и хоккей, но ещё плавание и теннис.

Приехав в Омск, Владимир Кукушкин стал единственным квалифицированным хоккейным специалистом в городе. Москва, 1952 год. Фото: Из личного архива

Кукушкин – настоящая энциклопедия советского и российского хоккея в одном лице: он тренировал олимпийского чемпиона Виктора Блинова, был с судейской бригаде суперсерии «СССР-Канада» в 1972 году, лично знал хоккеиста Валерия Харламова и тренера Анатолия Тарасова. Накануне своего 85-летнего юбилея Владимир Кукушкин – гость редакции «АиФ в Омске».

«Замороженные» матчи

Ольга Минайло, omsk.aif.ru: Владимир Игнатьевич, хоккей всегда считался дорогим видом спорта. В послевоенное время дети, наверное, коньки только на картинках видели. Вас с хоккеем как судьба свела?

Владимир Кукушкин. Мой первый класс выпал на предвоенные годы. Тогда нас, первоклашек, в обязательном порядке обучали медицинской и спортивной подготовке. Занятия вели студенты педагогического института, которые за особые успехи решили подарить мне коньки. Большой редкостью они тогда были! Учился кататься я возле водоразборной колонки, потом вечерами пропадал на катке. Когда окончил школу, то поступил в Московский институт физической культуры. В то время подобных институтов по всей стране были единицы, их массово начали открывать только в середине прошлого века. В Омске СибГУФК появился в 1950 году, студентов-то набрали, а преподавателей практически не было. Мне предложили по распределению поехать сюда, и я согласился. Из нашего института в Омск направили 13 человек разной специализации – лыжников, боксёров, баскетболистов… Меня назначили старшим преподавателем на кафедре спортивных игр. И так получилось, что за Уралом омский институт физкультуры долго время был вообще единственным – студенты приезжали к нам учиться даже с Дальнего Востока.

– Сейчас Омск называют спортивным городом, а тогда, полвека назад, вам что про него говорили?

   
   

– Говорили, что Омск – хороший зелёный город, что здесь отличное руководство. И что если я сюда перееду, то никогда не пожалею. Кстати, уже тогда считалось, что Омск со спортом дружит. Помню, как вышел на железнодорожной станции в августе 1952 года с клюшкой и чемоданом с хоккейной амуницией в руках. Но, как оказалось, учить студентов нужно было не только хоккею. Преподавателей-то и тренеров катастрофически не хватало.

Владимир Кукушкин был судьей в матчах суперсерии СССР-Канада. Фото: Из личного архива

– А в чём выражалась любовь к спорту у омичей в те годы?

– На стадионе «Динамо» в хоккей играла городская команда «Спартак». Разумеется, никаких ледовых дворцов тогда не было, «коробка» на открытом воздухе. Так вот, тысячи зрителей приходили на стадион даже в 30°С мороза! В любую погоду! Ребят до этого никто толком не тренировал, существовали они на уровне дворовых команд. Потом оказалось, что я был в городе единственным дипломированным специалистом по хоккею и взялся за развитие этого спорта в регионе. Обком партии, к слову, хоккей активно поддерживал во всех смыслах, а Сергей Манякин на матчах был частым гостем. Уже в 1959 году омские хоккеисты вышли в высшую лигу.

Феномен Блинова

– Иностранные легионеры в спорте – привычное явление. На ваш взгляд, это нормально, когда за команду играют люди, которые никакого отношения даже к нашей стране не имеют?

– В омском хоккее первые приезжие игроки стали появляться в конце 1950-х годов – это были студенты, которые учились в СибГУФКе и заодно выступали за нашу команду. Очень сильные спортсмены! И что интересно, именно в 1959 году мы попадаем в высшую лигу и выигрываем сезон 1960 года. Мы тогда понимали, что, если не будем привлекать мастеров, ничего не добьёмся. Это нормально явление. К тому же нашим игрокам полезно было набираться опыта у приезжих специалистов.

Хоккейный матч Советского союза с Польшей. Рига, 1972 год. Фото: Из личного архива

– Но были и те игроки, которым, кажется, ни у кого не надо было учиться. Вы тренировали олимпийского чемпиона, легендарного омского хоккеиста Виктора Блинова. В чём его феномен?

– Из детской хоккейной команды в городскую я пригласил его в 15 лет. Его и Юрия Шаталова, который потом стал капитаном сборной СССР. Когда Блинов пришёл в ДЮСШ «Динамо», то сразу было видно, что мальчик – феномен. У него талант от Бога. Плюс физическая и техническая подготовка. У Блинова очень сильные запястья и сумасшедший бросок. Это был крепкий здоровый парень, который понимал игру и мог самостоятельно решать задачи, понимал свою ответственность перед хоккеем. Он в одиночку мог обыграть всю команду соперника! Блинов был лучшим игроком в те годы и не случайно, что именно его включили в состав сборной СССР на Олимпиаду в 1968 года в Гренобле. А ведь он практически за шесть лет прошёл путь от новичка до олимпийского чемпиона. После этого титула Блинов, кстати, не зазнавался, продолжал много тренироваться и не вылезал со льда.

Московский международный турнир. Матч Финляндия-Чехословакия. Фото: Из личного архива

– На этой Олимпиаде в Сочи нашим хоккеистам повезло не так сильно, как Блинову в Гренобле – чемпионами мы не стали. Почему уровень советских хоккеистов был выше? Тогда ведь толком ничего не было – ни условий для тренировок, ни миллионных контрактов…

АиФ
Везение – важный фактор в спорте.
– Это была игра вопреки обстоятельствам. Сейчас наши хоккеисты живут в тепличных условиях. Плюс, как мне кажется, нам мешает сложность взаимоотношений в команде – нет единого боевого духа. Ещё на этой Олимпиаде у сборной просто не было везения, а это – важный фактор в хоккее. Да, уровень игры у нас не тот. Сборная СССР считалась суперкомандой, а сейчас Россия примерно на одном уровне со сборной Америки, Канады, Финляндии, Чехии. И тот гол, который нашей команде не засчитали в игре с Америкой, – абсурд. Дело в том, что по методике судейства матч должна судить нейтральная сторона. Изначально нарушен принцип судейства, так как судья почему-то был американцем.

– У вас, как у судьи международной категории, такие спорные моменты в карьере случались?

– Помню, как в 1970-х годах прошлого века изменились правила высшей лиги. И как раз нужно было судить матч, в котором играл Валерий Харламов. Москва, стадион «Лужники», 14 000 зрителей. И в один момент матча я оглядываюсь и вижу игрока на льду в крови и Харламова рядом. Оказалось, что у Харламова не выдержали нервы, и он ударил игрока из команды соперника по лицу. Редчайший случай, Харламов никогда на льду не дрался. Я этого не видел, но мои помощники сказали, что виноват Валерий Борисович, и ему дали штрафное время за умышленное нанесение травмы. После игры корреспонденты спрашивали у меня: «Почему Харламову дали штрафное время, если я, как судья, не видел инцидента?». Но такие были правила – решающее слово было у помощников, которые видели инцидент.

Валерий Харламов забрасывает шайбу в ворота соперника. Матч ЦСК-Химик, Москва, Лужники. Фото: Из личного архива

– Много споров в среде болельщиков по поводу нынешнего тренера «Авангарда» – Милоша Ржиги. Вы как его оцениваете?

Ржига – опытный тренер, он прошёл огонь, воду и медные трубы. Да, до этого в «Авангард» приезжали зарубежные тренеры, которые проводили тренировки по учебнику Тарасова. Но ведь тренер должен вносить и что-то новое в игру! Кто лучше – иностранный тренер или русский? Разница очень большая. Но могу сказать одно, что у нас есть отличные самобытные тренеры, а тот же Уэйн Флеминг, который приехал в «Авангард» в 2008 году и практически сразу же уехал – чем он хорош? Он хоккея не знал.

Досье
Владимир Кукушкин, хоккейный тренер, судья международной категории. Заслуженный работник физической культуры. Родился в 1929 году в Оренбургской области. Окончил институт физической культуры в Москве, после чего в 1952 году его направили по распределению в Омск, в СибГУФК на кафедру спортивных игр. В СибГУФКе Кукушкин проработал 51 год, имеет звание почётного профессора. Сейчас является консультантом в детско-юношеской школе «Авангард».