На что согласился Илья Ковальчук?

   
   

На прошлой неделе Илья Ковальчук удивил весь хоккейный (и не только) мир, подписав контракт с клубом «Нью-Джерси Дэвилз» сроком на 17 лет. Согласно контракту, за эти годы форвард сборной России должен был получить 102 миллиона долларов. Но руководство лиги пока не приняло этот контракт. По мнению боссов американского хоккея, у контракта есть несоответствия с правилами о «потолке зарплат», что недопустимо. Как будет дальше развиваться эта история, мы узнаем уже совсем скоро. А пока поговорим о трудовых соглашениях в хоккейном мире. В частности, рассмотрим подобную ситуацию в Америке и в России.

«Вечное» соглашение

В США и Канаде популярны длительные контракты. Игроки заключают подобные соглашения не просто так - их устраивает сам клуб, атмосфера, руководство, болельщики. Бывают, конечно, случаи, когда дорогостоящих игроков с большим контрактом обменивают в другую команду, чтобы немного облегчить платежную ведомость клуба. Но сути это не меняет. Подобные «вечные» соглашения наряду с очевидными плюсами гарантированного сохранения игрока в команде и четко определенного на длительный срок материального возмещения за его услуги, имеют и ряд существенных недостатков. За такой срок у хоккеиста могут возникнуть личные проблемы, требующие его обмена в другую команду. Естественно, с многомиллионным контрактом это будет сделать проблематично.

Риска не избежать

Но, в любом случае, риски игрока не идут ни в какое сравнение с рисками команды, позволившей себе заключить «вечный» контракт с игроком. Все трудовые соглашения в НХЛ являются гарантированными и любая травма или существенное снижение качества игры хоккеиста не освобождают клуб от выплат по контракту. Команда может избежать этих выплат только в случае добровольного досрочного завершения игроком его карьеры или снизить сумму выплат путем выкупа оставшейся части соглашения. Также серьезной проблемой остается риск досрочного завершения карьеры из-за травмы. В этом случае зарплата игрока не будет засчитываться в потолок зарплат, но многолетние и многомиллионные выплаты игроку никто не отменит. А серьезные травмы в НХЛ случаются довольно часто.

А у нас вот так

В России же ситуация намного проще. Никто не хочет рисковать. Ни клуб, ни игроки. Любой контракт на 3-5 лет уже становится по определению долгосрочным. Из наиболее известных игроков Континентальной Хоккейной Лиги можно выделить Алексея Морозова, Олега Твердовского и Сергея Зиновьева. Эти хоккеисты заключили со своими клубами пятилетние соглашения. Но такие примеры не носят массовый характер.

В России популярны контракты на 1-2 года или же по системе «1+1», когда контракт игрока автоматически продлевается на заранее установленных условиях, будь то чемпионство или же достижение игроком отметки 20-ти заброшенных шайб за сезон.

Может, игроки и решились бы подписать долгое соглашение, но отечественные хоккейные боссы не рискуют связывать клуб и игрока долговременными обязательствами. На это влияет ряд факторов – травмы игроков, нестабильная ситуация с финансированием (ведь большинство долгосрочных соглашений имеют в графе «итого» солидную сумму), личные мотивы хоккеистов (популярны случаи, когда из-за рождения ребенка хоккеист предпочитал переезжать с семьей поближе к дому) и т.д. Но и сами хоккеисты грешат тем, что, подписывая контракт с клубом на год, выбивают из клуба на следующий год более крупную сумму денег. Нередко агенты игроков запускают в СМИ слухи о заинтересованности хоккеистом клубом-конкурентом в надежде на то, что нынешний работодатель перестрахуется и подпишет контракт с игроком на более выгодных для хоккеиста условиях.

   
   

Больше денег

Отсюда можно сделать лишь один вывод – все дело в менталитете нации. В Америке хоккей является своеобразным шоу. Игроки играют для зрителей, попутно зарабатывая себе на жизнь. А в России профессиональные хоккеисты зарабатывают себе на жизнь, играя при этом для зрителей. В хоккее правило «перемены мест слагаемых» не работает. В нашей стране другой образ жизни, с которым справится не каждый американец или канадец. Кто-то из легионеров будет продолжать играть для зрителей, а кто-то будет пытаться заработать, нарушая при этом спортивный режим и не проявляя на ледовой площадке свое мастерство (омский случай с Джоном Грэмом, приходившим на тренировки нетрезвым, наглядно это отображает).

В Америке, подписывая долгосрочные контракты, живут будущим. В России же хоккеисты живут настоящим, пытаясь заработать как можно больше денег.

Смотрите также: