С октября 1918 года и по ноябрь 1919 года Омск пребывал в столичном статусе с резиденцией Верховного правителя России и Верховного главнокомандующего Русской армии. Город стал притягателен для тех, кто был не согласен с политикой большевиков.
О том, что происходило в это время, рассказала на встрече в Омском историко-краеведческом музее искусствовед, главный научный сотрудник Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации Ирина Девятьярова.
Она прочла лекцию «Художники в Белой Сибири: 1919 год. Из запретно-забытого наследия».
Сомнительный эпизод биографии
«Для многих художников их творческая жизнь была оборвана Первой мировой войной, затем революционными событиями, - рассказывает искусствовед Ирина Девятьярова. - Многие были призваны на фронт, многие пострадали, многие погибли. Потом началась Гражданская война, которая тоже не дала художникам развиваться. И всё-таки они находили возможность работать, и работа эта была разная. Некоторые художники по-прежнему обращались к своим любимым образам литературы и искусства. Другие работали в агитационно-пропагандистских учреждениях, колчаковского правительства в том числе.
Люди оказались в чужом городе. Им надо было где-то жить: они снимают угол, часто это кухня, чулан на окраине города. Им нужна была работа, чтобы платить за жильё и пропитание. В спецхранах сохранились газеты, листовки и плакаты тех лет. Не так давно доступ к ним был открыт, но желающих обращаться к этой теме немного.
До сих пор сильна идеологическая неистребимая норма, окутавшая нас благодаря мощным рычагам советской идеологии: представление о том, что художник, который работал в колчаковской газете, – это художник сомнительный и, наверное, этот биографический эпизод лучше не упоминать вообще. Это оскорбляет его память».
Про «Три цвета правды»
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» совместно с музеем современной истории России и Российским государственным архивом социально-политической истории представляли в прошлом году выставку «Три цвета правды», посвящённую столетию Гражданской войны в России. Проект рассказывал о событиях, которые разворачивались в стране с 1917 по 1922 годы, тематически экспозицию разделили на три направления: «Красные», «Белые» и «Зелёные». Для участников движений огромную роль играли личные убеждения и идеалы, каждый солдат и доброволец в борьбе за светлое будущее Родины воевал за свою правду.
Троцкий был олицетворением красных, Колчак – белых, Махно – зелёных. В каждом разделе были представлены приказы, постановления, листовки, плакаты, оружие, документы, фотографии и кадры кинохроники того времени.
«Я очень рвалась на эту выставку, я надеялась на то, что здесь представлены редкие артефакты из музейных фондов едва ли не со всей страны, - рассказывает о выставке Ирина Девятьярова. - Представлено же всё было скромно, но эта выставка заставила продолжить исследовательскую работу. Я поняла, что фронт работы велик, а тема Гражданской войны в Сибири недостаточно разработана в том плане, что ещё не подняты те интереснейшие материалы, которые могли бы составить экспозицию».
Свои изыскания искусствовед Ирина Девятьярова провела и в центре социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки России (создан в 2014 году). Все материала центра разложены по коробкам, идёт их систематизация.
«Я впервые там увидела листовки, которые разбрасывали с аэроплана в 1919 году на полях сражений. Их размер формата А4 – это 22Х29 см. На одной стороне был напечатан портрет Колчака, а на обороте – его обращение», - поделилась Девятьярова.
Специально не позировал
Впервые портрет появился в начале июня 1919 года на обложке биографического очерка Сергея Ауслендера «Верховный правитель адмирал Колчак». Автор портрета – Глеб Ильин. Это линогравюра выполнен по фотографии.
«Колчак никогда специально никому не позировал, - отметила Ирина Девятьярова. - Он не стремился к возвеличиванию собственной персоны и прославлению своего имени. Первые его изображения появились летом 1919 года после начавшихся неудач на фронте и вызваны скорее необходимостью поднятия боевого духа армии».
К этому времени в агитационно-пропагандистских учреждениях начинают понимать, что надо что-то противопоставить красным, у которых пропаганда и агитация была на высоте. Фотография адмирала была опубликована позже в книге члена правительства Колчака Георгия Гинса «Сибирь, союзники и Колчак». Взгляд строгий, скорбный. Это портрет постоянно появляется в омских и томских газетах.
Митрофан Михайлович Берингов – художник, особо почитаемый в Томске, о нём говорят как о создателе художественной коллекции. Сибирские годы – начальная, но важная веха его творческой биографии. Об этом периоде до сих пор известно немного. В официальных и архивных документах сохранились только отдельные факты. Изредка его имя встречается на страницах местных газет.
«Берингов в своё время возглавлял один из отделов Губнаробраза (губернский отдел народного образования), и когда я попыталась сказать, что он рисовал Колчака и прославлял белую армию, мне возражали. Говорили, что это достойный человек, - рассказывает Ирина Девятьярова. - В газете «Великая Россия», издававшейся в Томске в 1919 году, есть его иллюстрация «Хоть и сладок, а бьёт горько», а вверху подзаголовок «Доблестная армия генерала Сахарова в боях с 1 по 9 октября разбила четыре дивизии красных».
Генрих Иванович Эйдригевич – ещё одно имя. Рисунок у него был очень детализированным, правда, выписан без достаточного мастерства. Подписывался иногда просто: Эй-ч. Блапололучно пережил падение власти Колчака, после в Риге стал издавать журнал «Пляж» с рисунками фривольного содержания и анекдотами.
В июле 1919 года в Омск прибыл Лев Бруни с женой (дочерью поэта Бальмонта). Он был талантливым художником, лидером авангардистов. Выполнял задания Осведверха – осведомительного одела Верховного главнокомандующего Русской армией. По сути, он был художником-оформителем, эту службу ему потом припомнят, ограничат в правах. В советские годы занимался иллюстрацией книг, умер от лимфогранулематоза в 1948 году.
Ещё одна фигура – Алексей Матвеевич Громов. Он подписывался – Аргус, что значит всевидящий. Работал литературным редактором «Известий исполкома Западно-Сибирского Совета». При Колчаке работал в газете «Сибирская речь», затем в советских органах пропаганды. Вернулся в Москву, был литературным сотрудником газеты «Гудок». В 1937 году расстрелян (в один день с биографистом Колчака Сергеем Ауслендером). В следственном деле было указано, что за участие в колчаковской пропаганде.
«Пальнём-ка пулей в Святую Русь»
Любимыми персонажами белой агитки были Ленин, Троцкий, комиссары, распятая на кресте Россия. Характерный пример – комиссар русский и комиссар еврейский, они стреляют в икону. Все комиссары – это бывшие уголовники и бандиты.
«Работа делалась на линолеуме – вырезалось изображение, потом печатался плакат. Работать надо было очень быстро, мгновенно, потому что ситуация менялась на фронте чрезвычайно быстро, - рассказывает Ирина Девятьярова. - В книжке Антона Сорокина «33 скандала Колчаку» есть такой эпизод, что к нему прибегает некто, отрезает чуть ли не из-под ног кусок линолеума и убегает делать плакат – срочный заказ от адмирала».
Один из ярких плакатов того времени – «Федеративная советская монархия». Ленин и Троцкий одеты в одну мантию, держат символы власти. Это костлявая рука и земной шар с воткнутым в него ножом-кинжалом. Пауки и черепа вместо куполов, их венчают пятиконечные звезды. «Хлеб, мир, свобода кричали эти люди, явившиеся в Россию. После революции прошло два года, и всякий видит, что дали эти комиссародержавцы: голод, войну, чрезвычайку». Плакат имел успех во всех городах Сибири вплоть до Владивостока, листовки с ним разбрасывали с аэропланов над полями сражений.
Плакаты белого движения показывают политику большевиков в отношении России и её устройства. Советы – эта та же монархия. Белогвардейцы проводят агитацию населения против правительства Ленина-Троцкого, которое несут смерть, разорение, голод и потерю нравственных ориентиров.
Разделившая страну на красных и белых, Гражданская война породила огромное для дореволюционной России количество пропагандистской продукции – никогда ранее не выпускалось так много плакатов, листовок, агитационных брошюр. В некоторых отношениях эти средства у воюющих сторон были сходны. В отличие от «белой» пропаганды, «красная» действовала жёстче. Советские агитационные тексты призывали не просто победить, а непременно убить противника.
Объединили в Бюро
В мае - июле 1919 года почти все печатные дела были переданы созданному в Омске по инициативе кадетов акционерному Русскому обществу печатного дела. 2/3 его акций принадлежала государству в лице правительства А.В. Колчака, 1/3 – частным лицам.
Все информационные учреждения в рамках Русского общества печатного дела были объединены под названием Русское бюро печати. Оно находилось в здании и нынешнего госпиталя для ветеранов. Кстати, он тогда был двухэтажным.
Характерно, что именно летом 1919 года, в обстановке начавшихся неудач на фронте, пропаганде стало уделяться особое внимание. Правительство Колчака констатировало факт: «Красные превосходят нас в приспособленности ко вкусам и настроениям масс». Среди проблем также называют и запаздывание агитационных материалов по отношению к стремительно развивавшимся событиям, а также худшее (сравнительно с большевиками) полиграфическое качество изданий и в особенности плакатов.
В белых листовках, независимо от региона и времени издания, не встречаются призывы «добить» или «уничтожить» врага – только «победить», «выгнать». Время потребовало стать злее.
Одним из последних плакатов, выпущенных в бюро, был пропагандистский материал с красной окровавленной рукой. Она тянется за сибирским хлебом. Когда расклеили плакат по городу, то в Омске началась паника. Стали снимать деньги со счетов в банке, семьи грузились на повозки и мчались к железнодорожному вокзалу. Участь белого движения казалась уже предрешённой. Правительство Колчака было вынуждено сделать замечание, и приказало заклеить плакат немедленно.
«На плакатах большевиков всё кратко – смерть мировому империализму. Ничего лишнего. Никаких лишних текстов, - говорит Ирина Девятьярова. - Плакат имел воздействия колоссального. Мой любимый – художника Александра Апсита. Текст «На коня, пролетарий! Коммунист должен стать кавалеристом». Это вершина агитационного искусства».
Странно, но в 1921 году Апсит неожиданно вспомнил, что он этнический латыш, и уехал на Родину в буржуазную Латвию. После 1940 года, не желая жить при Советской власти, он уезжает в Германию. Тогда уже фашистскую. Умер в 1944 году.
14 августа 2019 года в Омске в музее имени М.А. Врубеля планируют провести выставку плаката. Предварительное название – «Цвет белый. 1919. Из забытого уцелевшего наследия». Экспонироваться будут плакаты, листовки, издания. В рамках выставки готовятся провести большую образовательную программу, в том числе, обсуждение темы за круглым столом.