Заперты вместе. Как родителям и детям выжить на карантине

Одна из самых эффективных мер по сдерживанию эпидемии коронавируса – самоизоляция. В этом режиме сейчас живёт подавляющее большинство россиян. Не миновало это и омичей.

   
   

Невозможность выйти на улицу поставила семьи в жёсткие рамки выживания в ограниченном пространстве квартиры. У взрослых вдруг появилась масса свободного времени, которое нужно на что-то потратить. Дети оказались вырваны из привычной среды живого общения со сверстниками и остались один на один с родителями.

По мнению к. п. н., доцента Омского государственного педагогического университета Екатерины Намсинк, эпидемия коронавируса и режим всеобщей самоизоляции может стать благом для семей, чтобы люди «перезагрузились», поняли, что для них значит семья, а некоторые смогли заново её сделать одним целым.

«Сейчас возникло время, когда у родителей появился отличный шанс заново изучить своего ребёнка и узнать о нём много нового, постараться выстроить общение и исправить некоторые ошибки, которые, возможно, были допущены ранее», – отметила Екатерина Намсинк.

Безусловная любовь и общие дела

Как рассказала педагог, дома важно создать атмосферу, которая для ребёнка станет притягательной. Только в семье детей любят безусловно, а не за какие-то достижения, успехи и прочее, и принимают такими, какие они есть.

Как родителям выстроить общение с чадами и чем их занять? Много зависит от возраста отпрысков, но в любом случае родители могут выслушать детей, дать им возможность высказаться, понять, чем каждый ребёнок интересуется, в общем, посмотреть на детей другим взглядом и сблизиться, научить тому, что знают сами, или наоборот, научиться у младших чему-то.

«Основная проблема многих современных родителей – неумение общаться со своим ребёнком в режиме постоянного присутствия в замкнутом пространстве. Эта ситуация для нас, взрослых, необычная, но открывающая новые горизонты, – отметила Екатерина Намсинк. – В таких условиях будет кстати вспомнить какие-то подзабытые семейные традиции или придумать новые. Можно подобрать какие-то игры, в которых примут участие все члены семьи».    
   

Совместным может быть не только развлечение, но и труд. Если мы говорим о детях до семи лет, то нужно учесть, что у них, впрочем как у любого другого человека, нет ни малейшей потребности трудиться. Поэтому любую работу по дому можно перевести в игру. Например, заняться выращиванием семян – устроить огород на подоконнике, поиграть в уборку комнаты или мытьё посуды, купание игрушек. Маленьким детям интересно вместе с родителями готовить еду.

Также вместе можно сочинять какие-то сказки, истории или поиграть в аукцион игрушек. Правила такие: кто расскажет о предмете наиболее подробно и интересно, тот его и получит.

Дома можно организовать творческую мастерскую: вместе заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, шитьём и пр. Например, предложить не просто порисовать, а написать письмо в виде картинок. Организовать семейный конкурс фантазёров, сказок, стихов и пр. Если в семье несколько детей, проводить такие конкурсы будет очень интересно.

Можно заняться экспериментами. К примеру, что-то делать с бумагой: мять её, рвать, мочить, и потом сделать выводы. То же самое сделать со льдом, магнитом, сахаром, мукой – какие-то простейшие опыты, но они создадут массу впечатлений и научат думать и рассуждать.

Раньше, лет 70-100 назад, был популярен семейный театр. Можно возродить эту традицию. Тем более, что сейчас очень много видов театров: кукольные, теневые и пр. Это может быть очень интересно детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Из общих занятий ещё есть совместное чтение, слушание музыки, просмотры мультфильмов и семейного кино с последующим обсуждением.

Также сейчас есть возможность онлайн-обучения: в Сети множество бесплатных курсов для детей, мастер-классов по хореографии, ИЗО, декоративно-прикладному искусству, а также библиотеки с детской литературой, виртуальные экскурсии по музеям и многое другое.

Дефицит двигательной активности у детей можно хотя бы отчасти стараться компенсировать ежедневной утренней гимнастикой, упражнениями, танцами, подвижными играми. Важно использовать все доступные средства, инвентарь и оборудование, которые есть дома.

Мы такие, какие есть

Многие родители чуть ли не впервые столкнулись с ситуацией, когда можно долго и интенсивно общаться со своим ребёнком.

«Детей нужно любить независимо от их возраста. Но родительская любовь и забота особо важны малышам. Для маленьких детей время, проведённое с родителями, запоминается надолго – оно самое счастливое. Им всё равно, почему родители находятся так долго дома, главное, что мама и папа рядом».

Общение должно быть не только словесным, но и на уровне эмоций, жестов, мимики. Родителям нужно показать ребёнку, что он им дорог.

На что нужно обратить внимание при общении? Если ребёнку три-четыре года, важен положительный фон общения, к примеру, любой успех ребёнка подкреплять похвалой. Нужно предлагать сотрудничество: «Давай это сделаем вместе». В этом возрасте у детей активно развивается речь, поэтому нужно просить малыша комментировать вслух свои действия, рассказывать, что он видит и делает.

Ребёнок четырёх-пяти лет активно интересуется окружающим миром. Важно, чтобы общение носило развивающий характер. С ребёнком можно поговорить о животных, природе, технике. К примеру, папа может объяснить чаду устройство пылесоса или утюга, вместе разобрать что-нибудь ненужное или попробовать починить какую-нибудь бытовую технику. Это очень интересно, папы, как правило, многому могут научить.

С детьми от пяти лет и старше общение выстраивать сложнее. С ним нужно разговаривать как со взрослыми. По сути, это общение практически на равных. В этом возрасте актуально  нравственное воспитание, поэтому все разговоры нужно исподволь переводить в плоскость морали. К примеру, обсудить, почему волонтёры помогают пожилым людям.

Родители сами должны проявлять интерес к процессу общения, замечать улыбку ребёнка, по-доброму реагировать на его слова и действия. Неважно, чем родители и дети заняты, главное, что у них есть общее дело и реализуется оно в доброй атмосфере.