Полный царский титул Николая Александровича Романова выглядит весьма внушительно и длинно: он император, и самодержец всея Руси, государь, великий князь, повелитель и обладатель, наследник многих земель и «прочая, и прочая, и прочая». После трагических событий на Ходынском поле и расстрела мирных демонстрантов 9-го января 1905 года царь был прозван «Николаем Кровавым». В советской историографии этот «титул» стал почти официальным. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года он с семьёй и их слугами был расстрелян в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома. В 2000-м Николая II, его жену Александру Фёдоровну, дочерей Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и сына Алексея причислили к лику святых.
Царствие земное
В 1902 году разразился экономический кризис, капиталисты закрыли производства, домны на Донбассе работали вполсилы, бездействовали скважины в нефтеносном Баку. Плюс к этому в селе случились четыре неурожайных года, в это же время происходят первые выступления против помещиков. В Харьковской и Полтавской губерниях – крестьянские восстания. По России вновь прокатилась волна террористических актов против высших сановников, было совершено покушение на Харьковского губернатора Оболенского, убит уфимский губернатор Богданович, стреляли в московского обер-полицмейстера Трепова, покушались на жизнь на обер-прокурора Святейшего синода Победоносцева.
В январе 1904 года японцы напали на русскую эскадру в Порт- Артуре. В августе было проиграно сражение под Ляоляном, под Мукденом погибло 89 тыс. русских солдат. Проиграв русско-японскую войну, в российском обществе воцарилось уныние.
Доведённые до отчаянья рабочие 9 января 1905 год выходят на мирное шествие в Санкт-Петербурге. Они несут царю петицию о нуждах рабочих. Демонстрация была расстреляна. Тогда на III-м съезде российской социал-демократической рабочей партии был взят курс на вооруженное восстание, впервые появляется совет рабочих депутатов. Это случилось в Иваново - Вознесенске. Большевики приступают к организации боевых отрядов, рабочие добровольно перечисляют 1-2% месячных заработка на приобретение оружия. В октябре Российскую империю охватывает всеобщая политическая стачка, на улицах появляются баррикады.
Царское правительство, как и 9 января, отдает приказ: «Холостых залпов не давать, патронов не жалеть». Власть объявляет военное положение в ряде губерний. Эти волнения были жестоко подавлены, тюрьмы переполнены, в ссылку отправились десятки тысяч человек. Снова увеличен рабочий день, снижена зарплата, безработица приняла массовый характер. В сентябре 1911 года в Киеве был убит премьер-министр правительства Столыпин, известный как ярый сторонник подавления восстаний 1905-1907 гг. Многие сторонники революции в России находятся в эмиграции, у них есть время для идеологической и военной подготовки.
В начале 10-х гг XX века достигает высшей точки экономический подъём, строятся предприятия, появляются новые акционерные компании. Общее число банков удвоилось, но в тоже время голодает 30 млн крестьян. 4 апреля 1912 года расстреляны рабочие Ленских приисков, забастовки продолжаются, увеличивается число политических стачек.
В 1914 году началась Первая мировая война, в неё были втянуты 36 государств. Эта война уничтожила четыре континентальных империи: Австро-Венгрию, Германскую империю, Оттоманскую, Российскую и значительно перекроила границы стран в Европе. Если в начале она вызвала патриотический подъём, то к 1917 году кризис в армии был столь явным, что о необходимости кардинальных перемен говорили уже в открытую. Уже в декабре 1914 года начинаются братания германских и российских солдат, не понимающих, почему они должны убивать друг друга. В марте 1917 г. царь Николай отрёкся от престола.
Неэффективный политик
«Нынешнее восприятие монархистами личности царя можно разделить на две категории, - рассказывает главный архивист Исторического архива Омской области, кандидат исторических наук, старший преподаватель ОмГТУ Максим Стельмак. - У одних Россия предстаёт как идеальное общество без накопившихся проблем и классовых противоречий, другие признают, что проблемы были, но ничего не надо было реформировать. Народу якобы было необходимо больше любить царя, не сомневаться в правильности его решений. При этом вина за 1917 год и его последствия возлагается на иностранные державы, ссылаются на инородцев Российской империи, различные «тайные общества» (к примеру, масонов) и даже некое мистическое начало («действия антихриста»). Причиной таких оценок можно назвать, прежде всего, историческую неграмотность, вызванную обилием псевдоисторической информации в публицистике и прессе».
Для понимания причин следует обратиться к событиям XIX века, в 1861 году отменено крепостное право. Батюшку - царя в народе тут же окрестили Освободителем, однако известно ещё одно его прозвище – Вешатель. Как и впоследствии Николай II, так и его дед Александр II особо не церемонились с поддаными. Бунты в Польше, Литве и Белоруссии в 1863 году усмирялись жестоко.
«Это было в губерниях центральной России. На окраинах же (в Грузии, Азербайджане, Армении) такие отношения сохранялись до 1913 года, т.е. более полувека. Что касается выкупных платежей, то крестьянин должен был немедленно выплатить помещику 20% выкупной суммы. Остальные 80% платило государство. Операция по возвращению долга растянулась на 49 лет с выплатой ежегодно 6%. Стало быть, крестьяне должны были уплатить 294 % выкупной ссуды. В итоге крестьяне переплатили за землю в три раза больше. Дать волю, отняв землю, – прямой путь к революции», - считает Максим Стельмак.
Александр III был автором закона о выкупе. Он умер в 1894 году. О своём наследнике царь сокрушался: «Он совсем мальчик, у него совсем детские суждения». Конечно, наследник прошёл образовательный курс, правда, как он усвоил дисциплины – неведомо. Уроки будущему государю не задавали и уж точно не выясняли, как усвоен материал – не имели права. Уже будучи монархом, его современники отмечали, что ему выслушивать доклады министров было в тягость. Об этом в своей книжке воспоминаний пишет Александр Александрович Мосолов, начальник канцелярии Министерства императорского двора. Он описывает характеры Николая II, императрицы их детей. Размышляет о влиянии, которое семья и ближайшее окружение оказывали на императора и тем самым на судьбы миллионов людей.
Окружение царя
«В итоге у власти оказалось некомпетентное правительство, некоторые министры напоминали персонажей Салтыкова-Щедрина с говорящими фамилиями. Взять хотя бы Ивана Логгиновича Горемыкина, председателя Света министров с 1914 по 1916 годы, - приводит пример главный архивист Исторического архива Максим Стельмак, - Был тот к тому времени стар – 75 лет. Себя сравнивал с шубой в нафталине, которую вытащили из сундука. Министром внутренних дел с 1915 по 1916-й был Хвостов. Напоминал он человека из криминальной хроники. Был человеком хоть и не глупым, но совершенно аморальным. Последним министром внутренних дел был Протопопов, так тот вообще производил впечатление человека психически ненормального. Был военный министр Сухомлинов с прозвищем «Отлетаев». Именно он сказал в 1914 году, что российская армия готова к войне до последней пуговицы последнего солдата, уже через год это звучало как издевательство».
Нельзя не упомянуть о Григории Распутине. За ним присматривала охранка, в министерстве внутренних дел это отделение следило за особо неблагонадёжными. Характеризовали «царского друга» как отъявленного мошенника, талантливого и изворотливого. Во многом беды государства списывали на его негативное влияние, в особенности, на царицу, которая, в свою очередь, влияла на Николая. Советы и мнения Распутина приобретали силу закона. С ним стали часто консультироваться, принимая немаловажные решения.
Царь, и особенно царица, были подвержены мистицизму. Самая близкая фрейлина Александры Фёдоровны и Николая II Анна Александровна Вырубова (Танеева) написала в воспоминаниях: «Государь, как и его предок Александр I, был всегда мистически настроен; одинаково мистически настроена была и государыня». Царица так прониклась русскими традициями, что впитала все худшие пороки русских суеверий и самодержавного самодурства.
Хлебные бунты
«Вместо того чтобы пойти на диалог с рабочими, правительство и полиция провоцировали конфронтацию не хуже мифических масонов, - говорит Стельмак. - Императрица советовала в письмах мужу быть Иваном Грозным, Павлом I, показать кнут. Часто можно услышать точку зрения, что в блокадном Ленинграде тоже не было хлеба, но не произошла революция. Дело в то, что в Петрограде хлеб был. Белый, дорогой. Но возник дефицит чёрного хлеба, дешёвого. Только его многие и могли купит себе. Когда уже после демонстраций в феврале 1917 года стали громить магазины, то били стекло, белый хлеб оставляли на полках. Так пытались сказать – нам чужого не надо, дайте нам наш чёрный хлеб».
Кстати, в Омской области император был дважды, правда, ни разу в качестве царя и самодержца. В 1891 году в Омск прибыл цесаревич Николай Александрович. Ему было 23 года, он посетил Ильинскую церковь, кадетский корпус и казачий собор, встретился с депутациями, участвовал в закладке Успенского кафедрального собора.
Второй раз он до Омска не добрался. 28 апреля 1918 года полковник Романов, таково было воинское звание царя, с супругой и дочерью Марией оказались на станции Любинская. При следовании поезда из Тобольска в Екатеринбург маршрут следования вдруг был изменён, состав повернул на Омск. Но комиссар Яковлев, сопровождавший бывшего царя, не смог договорится о разрешении проезда. И поезд последовал в столицу Урала, где семье Романовых суждено было погибнуть.