Яблоневому саду быть! В Зауралье имя Павла Комиссарова стало легендарным

В саду П.С. Комиссарова есть музей, в котором посетителям рассказывают о жизни легендарного сибирского селекционера. © / Светлана Казанцева / АиФ

Сад Комиссарова является уникальным памятником садово-паркового искусства. На его территории произрастают около 200 видов и форм деревьев и кустарников, в том числе редкие и акклиматизированные в Омской области.

   
   
Павел Комиссаров с семьёй. Фото: АиФ/ Светлана Казанцева

В 35 километрах от областного центра в Усть-Заостровке раскинулся прекрасный сад, благоухающий ароматами сирени, барбариса и яблок. Это наследие великого человека, селекционера, которого называют сибирским Мичуриным, Павла Комиссарова.

Сибирь для него стала одно­временно местом воплощения мечты и великим огорчением.

За мечтой в Сибирь

Как рассказала завотделом истории и краеведения дендропарка им. П. С. Комиссарова Светлана Демосюк, Павел Комиссаров родился 4 апреля 1858 года в семье казанского мещанина. Отец Савва Комиссаров был дрожжевым мастером и обучил сына премудростям профессии. К слову, у мальчика вообще не было образования, он сам научился читать, писать и считать. С детства Павел любил копаться на приусадебном участке у дома и с удовольствием изучал журналы и книги на сельскохозяйственную тематику.

В Поволжье климат тёплый, много садов. Изобилие ягод и фруктов не удивляло молодого Комиссарова, душа просила чего-то необычного. Вот и родилась идея вырастить плодовый сад на севере России.

В 18 лет Павел уходит из дома, чтобы реализовать свою мечту. Сначала он останавливается в Астрахани, подрабатывает рабочим на дрожжевом заводе, истопником на паровозах, извозчиком. В поисках счастья и лучшей доли Павел переезжает в Екатеринбург, где встречает свою любовь - Федосью Александровну. Уральский город всего на три года смог задержать Павла Саввича. В молодой семье уже было двое детей - сын Фёдор и дочь Ульяна, когда Комиссаровы переезжают в Тобольск. Пять лет садовод пытается выращивать плодовые деревья, но у него ничего не получается. В 1890 году семья перебирается на юг Сибири, в Омск. Комиссаров покупает домик и поступает дрожжевым мастером на завод. Между тем в семье родились ещё двое детей - Мария и Алексей. Но мечта манит, и Павел Саввич в казачьей станице Усть-Заостровке берёт в долго­срочную аренду участок земли.

Ельник, посаженный П.С. Комиссаровым. Фото: АиФ/ Светлана Казанцева

Станица стояла на Павлодарском (Черлакском) тракте, в то время он уже был накатан - по нему постоянно шли обозы с поваренной солью из Павлодара. Комиссаров облюбовал неподалёку от Иртыша место и решил, что саду быть именно здесь. Павел Саввич обратился к Верховному казачьему правлению Омска с прошением, чтобы ему отдали участок в 24 десятины (25 га) в долгосрочную аренду. По её условиям земля давалась на 25 лет, арендатор должен был выплачивать по 30 руб. в год и продавать саженцы казакам со скидкой. Хотя мало кто верил, что в Сибири можно выращивать яблоки и другие фрукты, землю дали, и Комиссаров в 1895 году заложил яблоневый сад.

   
   

Фруктовый оазис в степи

Первый год стал провальным. Саженцы зиму не пережили - зайцы объели всю кору. Комиссаров перенёс сад ближе к Иртышу, посадил яблони, укрыл их на зиму… Четыре года понадобилось, чтобы акклиматизировать сорта и получить первые плоды - небольшие по сравнению с материнскими яблоками, с кислинкой. Павел Саввич назвал первые сибирские сорта «первак», «красавка», «сибирская бель». К 1905 году он имел уже 20 сортов своей селекции. Через 14 лет в саду плодоносило 64 сорта яблонь, 15 сортов вишни, шесть сортов барбариса, около 60 сортов смородины, казанский орех, слива, вишня, 12 видов боярышника.

В разных частях сада были вкопаны большие бочки, которые наполнялись водой из Иртыша. Все члены семьи вручную поливали вёдрами деревья водой из этих бочек - иногда доходило до 700 вёдер.

Слава Павла Комиссарова постепенно начала распространяться за пределы Омской области. Однако труд садовода очень тяжёл и зависим от погодных условий. Как ни старались Комиссаровы, но постепенно задолжали большую сумму за аренду земли. Сад хотели забрать за долги, но ситуацию спас генерал-губернатор Степного края Иван Надаров, который как раз был в Омске проездом в Санкт-Петербург, направляясь на аудиенцию к императору Николаю II. Было начало осени - созрели яблоки. Павел Саввич набрал большую коробку фруктов для царя и сделал фотографии сада. Надаров отвёз посылку государю, тот был настолько впечатлён, что в знак признательности даровал сибирскому садоводу золотые часы с цепочкой и гербом России. Сейчас эти часы хранятся в Омском государственном историко-краеведческом музее. Сад был спасён - все долги списаны.


Общая площадь сада - 6,6 га. Особо охраняются в саду дуб, липа, ольха, клен, туя западная и восточная, белая шелковица, можжевельник казацкий и др.; защитная полоса из сосен, тополей, кленов; питомник.


Комиссаров начал принимать участие в сельскохозяйственных выставках. Так, в Омске в 1911 году проходила международная выставка, где Павел Саввич представлял свой сад и был награждён серебряной медалью, а на юбилейной Всероссийской промышленной выставке получил премию в 3 тыс. руб. Павел Саввич был избран почётным членом Императорского Российского общества садоводчества и огородничества. Это считается главной его наградой. А он называл своей самой большой заслугой получение путём селекции яблони-карлицы - говорил, что это будущее сибирских яблонь.

Комиссаровы были гостеприимными хозяевами. Всегда угощали гостей чаем с пирогами и фруктами. Фото: АиФ/ Светлана Казанцева

О Павле Комиссарове писали: «Ермак покорил Сибирь, а Комиссаров - климат сибирский».

Как феникс из пепла

Всё бы хорошо, но в Россию пришла Гражданская война. Омск был провозглашён столицей России, в городе разместилась резиденция Верховного правителя Александра Колчака.

Армия нуждалась в продовольствии, осенью 1919 года Колчак отдал распоряжение собрать скот по близлежащим деревням и сёлам. Продотряд выполнил приказ - в Омск погнали стадо, почти 1,5 тыс. голов. Скот нужно было кормить, а травы нет - поздняя осень. Оголодавшее стадо шло мимо сада Комиссаровых и, увидев кусты и остатки травы, ринулось туда. Павел Саввич выскочил из дома в чём был и начал выгонять животных. Но саду был нанесён колоссальный ущерб - он был вытоптан, деревья и кусты обломаны и объедены.

Обелиск на могиле П.С. Комиссарова. Фото: АиФ/ Светлана Казанцева

Это подкосило здоровье Комиссарова, и 15 января 1920 года он скончался. Омский селекционер был похоронен, как завещал, под дубом, который сам и посадил. Сейчас на могиле стоит скромный обелиск с цитатой Некрасова: «Воля и труд человека дивные дивы творят».

Без хозяина сад стал хиреть. Областные власти, чтобы не допустить уничтожения сада, решили его национализировать. Ухаживать за ним обязали местных жителей - членов колхоза. В то время в саду выращивали ранетки, но яблони постепенно старели, и их вырубали. Сейчас в саду осталось мало деревьев, посаженных самими Комиссаровым. Но всё, что он выращивал, воспроизведено и преумножено.

В 1990-е годы сад оказался заброшенным. Всё заросло, скот вытоптал тропинки. Местные старожилы написали обращение в правительство Омской области с просьбой о спасении сада. В 1994 году сад был передан Омскому району, а в 2008-м получил статус памятника природы регионального значения. Был возрождён музей Комиссарова, сад очищен от валежника, зарослей клёнов и тополей, восстановлены посадки.

В коллекции более 100 видов растений - всё, что собрал Комиссаров за годы своей работы. Сейчас количество видов увеличивается, и многие родом из Северной Америки. К примеру, растёт ясень пенсильванский, он всегда высаживается парой - женское и мужское деревья. Рабиния, или белая акация, тоже «американка». На родине это дерево высотой 20 метров, у нас - куст. Много растений с Дальнего Востока.

Белая акация. Фото: АиФ/ Светлана Казанцева

В саду растёт ирга трёх видов, привезённая Комиссаровым. Кстати, вся ирга, что растёт в Омске, берёт начало из сада Павла Саввича. Сохранилась первая липа, два бальзамических тополя, сибирская яблоня, которую он привёз с Байкала.

В саду ежегодно проводится Яблочный спас как дань памяти Павлу Саввичу, первому сибирскому селекционеру.