Вечёрка вместо дискотеки. Чем молодёжи может быть интересен фольклор?

Традиционная народная одежда - часть имиджа. © / Елена Чешегорова / Из личного архива

Добровольчество - один из трендов современной жизни. Добровольцы ухаживают за больными, помогают малоимущим, совершают много добрых дел. Но мало кто знает, что в сфере культуры волонтёрство не ноу-хау, оно существует давно.

   
   

По велению души волонтёры собирают фольклор и хранят народные культурные традиции.
Омичка Елена Чешегорова почти 30 лет занимается возвращением национальных традиций в современную жизнь. Она рассказала корреспонденту «АиФ в Омске», почему русский народ неимоверно крут, как фольклор может помочь в воспитании патриотизма и чем молодёжные вечёрки лучше диско­теки.

Картина мира

Корреспондент АиФ в Омске Светлана Казанцева: Елена, вы собираете фольклор 26 лет. Чем зацепил вас фольклорно-этнографический мир, что вы посвятили ему половину жизни?

Елена Чешегорова: Когда я училась в школе, мне часто казалось, что система получения знаний выстроена неверно, не хватает междисциплинарных связей. И у меня появилась мечта создать школу, в которой все дисциплины взаимосвязаны и дают целостную картину мира. С тех пор я начала искать поле деятельности, которое позволило бы мне реализовать свои мечты в полной мере. Сначала думала, что мне в этом поможет журналистика - получила высшее образование по этому направлению. Но пришли лихие 90-е, и, к сожалению, журналистика в мгновение ока деградировала.

Я открыла для себя другой путь: изучение фольклора. Обращение к нему случалось и раньше - будучи студенткой филфака, ездила в фольклорные экспедиции по Омской области. Но филологи всё-таки не цельно подходят к сбору фольклорного материала, фиксируя только то, что кажется важным для них. Я сейчас с сожалением понимаю, сколько вещей упускала в своих первых экспедициях.

Во время учёбы в университете занималась в фольклорном ансамбле факультета общественных профессий ОмГУ и в театре «Поиск». Судьбоносная встреча произошла в Омске на Первом межвузовском научно-практическом семинаре по народной культуре Сибири. Наш ансамбль пригласили на мероприятие для приветствия учёных. Мы хорошо выступили, и в промежутке между докладами ко мне подошла девушка. Как оказалось, она занималась тем же, что и мы, - сохранением фольклорных традиций, и предложила объединить усилия. Так появился в Омске первый фольклорно-этнографический ансамбль.

Когда пришла на первую репетицию, я поняла, что нашла то, что мне было нужно. Передо мной открылась область неизведанного, где можно было успешно применять знания по психологии, педагогике, разным формам и направлениям искусства. И начались экспедиции, которые дали много материалов для исследования, подарили встречи с интерес­ными людьми. 

   
   

Мы ездили по всей России: на север Сибири, в Бурятию - искали наиболее архаичные фольклорные пласты у русских поселенцев, бывали на территории Украины и Белоруссии. Что бы ни говорили, но русские, украинцы и белорусы на уровне фольклора один народ. Ездили в свободное от работы время, во время отпусков. Добирались автостопом, чтобы сэкономить деньги на кассеты, батарейки для звукозаписывающей аппаратуры, фотоплёнку. Параллельно шла работа по возвращению фольклорных традиций в современную жизнь. Мы до сих пор изучаем этот материал.

- Вы объездили почти всю Россию. Остались ли ещё тайны для вас? Делаете открытия?

- Конечно. Полтора года назад таким открытием стал один из жителей города Калачинска. Поющие мужчины в сёлах часто встречаются, а вот найти исполнителей подлинных народных песен - большая редкость. Мы записали настоящие ямские песни, крестьянские романсы. Наш информатор - носитель мощной вокальной традиции, которую сейчас сложно реконструировать, так как от неё остались одни обрывки.


«Когда современные девчонки видят, насколько разнообразной была русская традиционная одежда, как много было аксессуаров и украшений, их это цепляет».


Вообще, если говорить о мужской традиционной культуре, там столько интересного! К сожалению, в Омске не получилось создать большое движение по возвращению мужских воинских традиций. Слишком много носителей в своё время погибло во время Великой Отечественной войны. Да и чтобы серьёзно заниматься изучением традиций, нужно много времени, которого у современных мужчин нет.

Что общего между Россией и Африкой

- Есть ли место русским культурным традициям в современной жизни? Когда приходите к молодёжи, как воспринимаются народные песни?

- Молодёжь зачастую не знает народных традиций, но когда о них рассказываешь и вовлекаешь в какое-то действо - воспринимает всё очень хорошо, даже если сначала было отторжение. Однажды осенью мы приехали в село Новокарасук Тюкалинского района, чтобы провести молодёжную вечёрку. Для местной молодёжи наш приезд был как снег на голову, поскольку они-то все пришли на дискотеку, а тут мы с фольклором...

Фото: Из личного архива/ Елена Чешегорова

Мы в этом селе в своё время записали много «вечёрошных» песен, но внуки бабушек, которых мы записывали, никогда не интересовалась своим наследием. Нас встретили настороженно, некоторые даже требовали вернуть деньги за билет на дискотеку. Но к концу встречи все увлеклись и оценили.
На вечёрках раньше знакомились, присматривались, подбирали себе пару. Этому помогали хороводы и игры.

Замуж или в баню

- Как изучение фольклора переросло в систему патриотического воспитания?

- Я и многие мои единомышленники в России ещё в 90-е поняли, что у нас в руках - основа патриотического воспитания. Если человек не знает традиционной культуры - вообще непонятно, чем ему гордиться. Когда ты понимаешь, что стоит за тобой, тогда знаешь, почему тебе это надо защищать и сохранять.

Русские фольклорные традиции уникальны. Это отмечают многие признанные во всём мире эксперты-музыковеды. Мало кто из профессиональных музыкантов, вокалистов может с ходу воспроизвести хотя бы одну из манер русского народного пения. У нас сложное много­голосье, имеющее сложные ритмические рисунки, затактовые приёмы, которые нас роднят в музыкальном плане с Африкой. Наш народ неимоверно крут, потому что является носителем уникальной много­образной культуры.

- Русские традиции - это не только песни и хороводы, но и поведение, умение носить вещи…

- …а также умение общаться с родственниками, вынашивать детей и даже умирать. Вы не ослышались, в русской традиции есть наука, как правильно умереть, то есть как правильно выстроить свою жизнь, чтобы умереть было не стыдно.

- Есть забытые традиции, которые хотелось бы возродить в полной мере, например, ношение косы молодыми девушками. Распущенные волосы идут далеко не каждой… В каком случае девушка могла распустить косу?

- Расплетание косы было возможно только в двух случаях: когда девушка шла в баню или замуж. Коса была статусной вещью. Вообще, каждая деталь внешнего вида, начиная от силуэта костюма и заканчивая движением в этой одежде, - это определённое заявление. Когда современные девчонки видят, насколько разнообразной была традиционная одежда, как много было аксессуаров и украшений, их это цепляет. Многие сразу загораются сделать нечто похожее, готовы изучать фольклорные традиции и нести их дальше.

Фото: Из личного архива/ Елена Чешегорова

- В Омской области проживает 120 национальностей, у каждой своя культура. Как вам удаётся объединить их?

- Кроме русских традиций мы транслируем свою методологию сбора, изучения и возвращения их в современную жизнь. На наших мероприятиях часто можно увидеть представителей разных национальностей в традиционной русской одежде, исполняющих русские народные песни. И в этом нет никакого противоречия. Эти юноши и девушки заинтересовались русской культурой, затем начали в своей национальной культуре искать параллели и уникальные черты, и это здорово.

- Один из ваших проектов - палаточный лагерь «Богатырская застава»…

- Да, мы организовали этот лагерь в 2008 году, сейчас он  самый крупный в области. В нём проводим три смены. Мы критически переработали своё пребывание в пионерских лагерях, в том числе «Артеке», «Орлёнке», «Океане». Взяли оттуда лучшее и постарались убрать всё, что показалось нам лишним.

Оставили изучение интересных научных тем, которые согласуются с фольклором, так как традиции - это не то, что когда-то было, а потом исчезло, а то, что постоянно живёт и развивается. Мы стараемся на­учить детей быть эффективными в той области жизни, которую они выбрали для реализации, и нести ответственность за свой выбор. 

В нашей команде немало уникальных людей, которые с удовольствием передают свой опыт детям. Кто-то включается в работу «Богатырской заставы» только летом, кто-то  участвует и в наших сборах на осенних и весенних каникулах. Но, главное, мы занимаемся любимым делом.

- Что ждёт омичей? Чем их удивите?

- В середине февраля состоится II Молодёжный фестиваль «На Сретенье». Будут концерты, спортивные состязания, в том числе катания девушек на коньках и в длинных юбках, и, конечно же, молодёжные вечёрки.

Досье
Елена ЧЕШЕГОРОВА. Родилась 1 мая 1971 года в селе Кейзес Седельниковского района Омской области. Окончила ОмГУ в 1993 году. Стажировалась в Российском фольклорном союзе в Москве. С 1993 года руководит фольклорным ансамблем, а с 2008 года развивает проект «Военно-патриотический фольклорный лагерь «Богатырская застава». Воспитывает сына Еремея.