Нынешние дизайнеры одежды от-кутюр и прет-а-порте весьма активно обращаются к теме народного костюма. Но только как создать актуальную одежду, не зная достоверно первоисточника?
Ответ на этот вопрос есть у этнографов. Опираясь на многолетний исследовательский опыт и экспедиционную практику, они могут точно рассказать о принтах и отделке тканей, о крое и рисунке, сочетаемости элементов и специфике вышивки.
Сибирская версия
Не зря во всём мире уверены, что именно в России живут самые красивые женщины: и каблук у нас выше, и помада ярче, и платье эффектнее. А наряжаться у россиянок, оказывается, вообще в крови. Даже у самой захудалой крестьянки средневековой России было несколько нарядов: будний, праздничный и, конечно, свадебный.
Каждый узор этностиля несёт свой уникальный смысл, его можно «читать».
Этнографы предупреждают: русский костюм - это не только сарафан и кокошник, это целый мир. По одному стежку можно было понять всё о семье и человеке, его социальном статусе, возрасте, семейном положении и роде занятий. В Сибири, крае переселенцев, легко можно было определить, откуда люди приехали, поскольку каждая территория сформировала свой неповторимый стиль, покрой, орнамент.
На областной фестиваль традиционной культуры «Русский костюм. Сибирская версия» омичи позвали специалистов в области народного костюма. Для всех, кому это было важно и интересно, были проведены интерактивные лекции и практические занятия, состоялись презентации, а у Воскресенского собора омичи увидели дефиле в традиционной одежде сибиряков.
Экспертами фестиваля стали этнолог, автор книг и статей по этнографии Вячеслав Печняк из Екатеринбурга, новосибирский мастер народного костюма, руководитель проекта «Красный товар» Татьяна Куликова. Из Барнаула приехала преподаватель кафедры художественной культуры и декоративно-прикладного творчества Алтайского института культуры, директор краевой общественной организации «Центр русской традиционной культуры «Утешная канарейка» Марина Сигарева.
Вы знаете, сколько предметов должен иметь женский или девичий убор? А почему у мужской рубашки косой ворот? Где пришить кружево или тесьму уместно, а где нельзя? А знаете, какой предмет одежды общий для мужчин, женщин и детей? Это рубашка! Один из головных уборов традиционного русского костюма имеет 18 деталей! У каждого - своё название.
Ничего случайного в народных костюмах нет, отмечают эксперты. И рассказывают об этом. Костюмоведы выяснили, что свыше 200 терминов для одежды существовало у сибиряков, а рукодельницы знали не менее 30 вариантов кроя.
Дресс-код староверов
Особое место среди русских сибиряков занимали старообрядцы. Их называют сейчас «машиной времени в Древнюю Русь» и «хранителями старины». Мифов и легенд об этих людях великое множество, но не все они правдивы. Всю разницу с официальными православными видят лишь в двуперстии при крещении, а порой их вообще воспринимают чуть ли не язычниками, а одежду - этнографической экзотикой. Нужно помнить, что слово «староверы» в своё время заменило нетолерантное «раскольники».
Именно в этой достаточно закрытой группе существует передаваемая из поколения в поколение строгость быта и жёсткие правила поведения, в том числе ношения одежды. Для посещения храмов и светских мероприятий у них существует отдельное платье. Чёрный цвет - самый главный, всем предписано носить одежду тёмных тонов. Так что праздничный пасхальный чёрный сарафан - совершенно нормальное явление.
Кстати, допускается в вышивке на обрядовой рубахе сибирского старообрядца использование христианских символов в виде креста и пересечённых квадратов - древних языческих символов плодородия. Для сибиряков, кстати, старообрядчество роднее, чем может кому-то показаться - из-за специфики этнокультурного состава.
Как на праздник
Столетиями перемежались работа и праздник. Старшее поколение ворчит: «Вино пьют, когда вздумают. Едят всегда одинаково. Сейчас не отличишь, когда праздник, а когда простой день». Как часто мы слышим ироничное «на работу как на праздник». Или «крепитесь люди, понедельник - день тяжёлый, но будет и пятница». А вот наши предки шли работать, надевая праздничную одежду. Например, были специальные покосные наряды, а ещё пожнивные, рубахи-рыболовки.
Их богато украшали. Русские женщины часто вышивали на них заклинательные знаки или молитвенные обереги. Слово «рубаха» древнерусское, обозначает «рубеж, край». Так что рубаха - это одежда, сшитая с рубцами. Раньше (впрочем, как и сейчас) говорили не «подшить», а «подрубить».У русских весь год календарного цикла был подчинён крестьянским заботам. А каждому циклу - своя одежда. Именно по такому принципу сформировали выставку «О нарядах и обрядах» московские художники Иван Кириллов и Мария Подкопаева, а сопровождает её коллекция традиционного русского костюма.
Выставку открыли в рамках фестиваля в Сибирском культурном центре. Она демонстрирует богатство и красоту народных обычаев, нарядов и обрядов. И убранств. Эту выставку-календарь стоит посетить хотя бы для того, чтобы знать свои корни и скрытый сейчас от нас смысл вещей.
Забвению не подлежит
У события есть предыстория: несколько лет назад, когда Иван Кириллов запустил свой первый проект «Русская палитра» (уникальный авторский передвижной выставочный проект, который кочует по России не один год с живописными работами, народными костюмами, украшениями), он произвёл весьма яркое впечатление. Я завидовала другим городам, мне хотелось, чтобы омичи увидели, насколько это красиво. Наконец в этом году благодаря министерству культуры Омской области это случилось.
Кроме эстетической функции, у этого проекта есть функция просветительская. А в создателях чувствуется ответственность за сохранение национальной культуры, которая подвергается и пересмотру, и забвению, и спекуляции».
Корнями дерево сильно
Сейчас этот процесс идёт, развивается, появляются модельеры, которые работают для современных модниц, но с традиционными материалами и формами. То же самое происходит и в фольклоре. Я считаю, что это замечательно».
Первый дом человека
Деятельность центра ширится, появляются возможности для хороших проектов. Например, состоялось весьма впечатляющее дефиле народного костюма возле Воскресенского собора. Мне было приятно и поучительно, кое-что из технологий можно взять на вооружение, а именно так происходит обмен опытом.
Здорово видеть здесь людей, интересующихся традиционным костюмом и вообще традициями. Потому что традиционный костюм - первый дом человека, его первая одежда. Это красиво, эстетично, а люди, которые тянутся к эстетике, не безнадёжны. У вас всё в порядке, не всё потеряно, если вы чувствуете красоту того, что происходит вокруг. Это значит, у вас всё хорошо», - говорит Вячеслав Печняк, этнолог, методист по научно-практической деятельности Центра традиционной народной культуры Средного Урала (Екатеринбург)