Три часа в засидке. Как в Омской области живут дикие кабаны

Анна Берген / АиФ

Вот уже пять лет в Горьковском районе живут дикие кабаны. Для Омской области такие животные редкость. А как известно, в Сибири зимы суровые, без прикорма животным здесь не выжить. Поэтому два раза неделю инспектор отдела охотничьего хозяйства управления по охране животного мира Омской области Юрий Зырянов подкармливает животных.

   
   
Помимо зерна кабанам дают соль. Фото: Юрий Зырянов

Кормить кабанов начинают уже с ноября, в октябре животные уходят в болото на зимовку, в декабре у них начинается брачный период. Потомство появляется в марте. Самка вынашивает детёнышей три месяца, три недели и три дня.

Как происходит подкормка и боятся ли кабаны людей, узнала корреспондент «АиФ» Анна Берген.

Это рядом

Всё началось с того, что я приехала к зданию минприроды Омской области. Меня оглядели, сказав: «Легко это вы оделись» и вручили охотничий бушлат. Я немного удивилась, потому что на мне уже был лыжный костюм, но отказываться не стала.

К нужному месту мы ехали полтора часа. Я только успевала смотреть в окно и видеть проплывающие мимо знаки населённых пунктов: Спасское, Красная поляна, Исаевка, Павлодаровка… Как вот мы оказались на нужном месте, первое, что я увидела, был «Гуран», что-то похожее на квадроцикл, но в два раза больше и мощнее.

Автомобиль может разгоняться до 80 км/час. Фото: АиФ/ Анна Берген

Я вылезла из машины и направилась рассматривать это «огромное чудо». Здесь ко мне подошёл охотинспектор Юрий Зырянов, он предложил мне уже теперь не только бушлат, а полностью охотничий костюм с валенками. Я, посмотрев на всех, поняла, что отказываться не надо. Смело надела его поверх своего костюма. Также мне дали тёплые варежки, которые, по словам специалистов, оказались самыми тёплыми. Позже я, конечно, в этом убедилась.

Мы прошли инструктаж, перекусили и отправились к болоту, где проживают дикие кабаны.

   
   

С ветерком

Ехать на «Гуране» оказалось намного лучше, чем на снегоходе. По снегу и полям он едет абсолютно мягко и быстро. Кроме того, он издаёт значительно меньше шума, чем снегоход. Пока мы ехали, инспектор Юрий рассказал, что разводить кабанов он мечтал ещё с детства. Однако лет пять назад в горьковское болото забрела семья кабанчиков: матка, самец и три детёныша. Тогда Юрий стал их подкармливать, потому что понимал, что если они не будут хорошо питаться, то уйдут.

Как известно, родиной диких кабанов считается Беларусь и Кавказ. Там изобилие орехов, желудей и ягод. У наш же в регионе такого нет. Однако привлекли в болоте животных корни и камыш, из которого они строят себя лежанки.

Площадь болота 300 тыс. га Фото: АиФ/ Анна Берген

Сейчас здесь обитает около 100 особей. Общая площадь горьковского болота составляет 300 тыс. га. Кроме кабанов здесь обитают косули и лоси.

Ехали мы по уже накатанной дороге, инспектор показывал следы кабанов. Оказывается, кабаны передвигаются по болоту, также как и волки, в особой иерархии. Первым идёт самый сильный самец, который пробивает дорогу. При этом идут они след в след.

Слева от меня был высокий камыш, а справа чистое белое поле. Однако вдалеке стал виднеться ещё один маленький остров камышей.

«Это засидка, уже почти приехали на кормушку», - пояснил охотинспектор.

Правильно обустроенная засидка залог хорошего результата. Фото: АиФ/ Анна Берген

Кабаны-гурманы

Мы подъехали ближе. Я увидела, что засидка полностью сделана из натурального материала. В небольшой сугроб из снега в форме буквы «С» были вставлены камыши и различные ветки. А низ усыпан соломой. Таких засидок на территории восемь штук.

Сама кормушка находилась ближе к камышам. Я ожидала увидеть здесь какой-нибудь ящик, куда высыпают корм. Однако всё оказалось намного проще. Зерно и соль высыпали прямо на снег.

Корм состоит из зерна, гороха, пшеницы. Фото: АиФ/ Анна Берген

Охотинспектор Юрий ловко поднял 50-килограммовый мешок с кормом и рассыпал на снег. Помимо гороха и зерна кабанов подкармливают минералами и солью. Её рассыпают в двух шагах от корма. Как объяснил специалист, эта соль отличается от той, что едим мы, и от той, что покрывают дороги в гололёд.

Инспектор подкармливает животных два раза в неделю. Фото: Марина Мочалова

Высыпав и всё приготовив, мы отправились в засидку. Меня попросили спрятать яркий капюшон от лыжника, чтобы не спугнуть животного, и отключить телефон.

Надежда умирает последней

Первый час ожидания пролетел незаметно, холод я не ощущала. С неба начали падать снежинки, буквально через 30 минут нас припорошило снегом.

В засидке нас припорошило снегом. Фото: АиФ/ Анна Берген

Шёл второй час мы также неподвижно сидели и перешептывались. Помощница инспектора что-то заметила. Мы замерли. Стали постепенно вставать, но как только мы встали, всё исчезло.

«Придут, они сюда как на работу ходят», - подбодрил нас Юрий Зырянов.

Время шло, стало смеркаться. Только после шести вечера я начала ощущать небольшой холодок в ногах. Возможно, это из-за того, что мы долго сидели.

Ближе к семи вечера инспектор Юрий вышел из засидки. Я была уже огорчена, что не увидела кабана, как инспектор шепотом говорит: «Идут». Мы стали всматриваться.

«Чёрные точки, видите, это и есть кабаны. Встали», - шепотом объяснил специалист.

Действительно, далеко от нас виднелись четыре чёрные точки. Это и были кабаны.

Далеко от нас виднелись четыре чёрные точки. Фото:  АиФАнна Берген

Постояв ещё немного, мы поняли, что ближе кабаны не подойдут – боятся. А пока мы ехали на базу, инспектор поделился мнением, почему кабаны могли не выйти к нам. Как оказалось, буквально вчера он высыпал им немного корма.