Своя Голгофа. Тайна смерти архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра

16 июля 2005 года при раскопках воссоздаваемого в Омске Успенского кафедрального собора свершилось знаменательное событие.

   
   

При откачке воды из прямоугольного приямка под разрушенной северной стеной церкви на поверхность всплыла доска, внешне напоминающая иконную, с надписью на оборотной стороне «Преосвященному епископу Сильвестру от почитателей его талантов. Июль 1914». В этот день разрешилась главная тайна судьбы дореволюционного архиерея. После кончины в 1920 году никто не знал о месте погребения Иустина Львовича Ольшевского. Так в миру звали архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра.

Сибирский путь

4 июня 1915 года указом Священного синода преосвященный Сильвестр стал епископом Омским и Павлодарским. Россия уже год как воюет на фронтах Первой мировой, а в Петрограде и Москве зреет смута. В далёком от войны и столиц Омске живут обычной жизнью, особых тягот и лишений не ощущая. Привечая беженцев и спасая раненых, сибиряки ходят в церковь, молятся за победу, за упокой убиенных и здравие воюющих.

Так будущий архиепископ выглядел в начале 1910-х годов. Фото: Commons.wikimedia.org

Сильвестр деятелен, он выхлопотал у Николая II решение о бесплатном обучении в духовных учебных заведениях детей георгиевских кавалеров, в 1917 году даже вышел царский указ об учреждении стипендии имени владыки. Был открыт приют для детей раненых и увечных воинов. Преосвященнейший собирает средства в помощь беженцам, учредив для этого епархиальный комитет. В монастырях и церковных школах размещают беженцев, посещают священнослужители лагеря военнопленных. В 1916 году в Тобольске прошли великие торжества по прославлению святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири, в них владыка Сильвестр принял участие вместе со своей паствою. При этом омская делегация шла из Омска пешими Крестными ходами.

Он же принимал участие в работе Поместного собора Православной российской церкви. Тот начал заседать в августе 1917 года в Москве, был он первым с конца XVII века. Тогда восстановили в России патриаршество и определились со всей системой церковного устройства. Собор заседал больше года, при этом происходили события, которые, по сути, определили вектор развития страны практически на весь ХХ век. Правда, церкви там уже не было места.

Кризис веры

Вскоре грянула Февральская революция, владыка об этом посчитал нужным сообщить во время богослужения в Успенском кафедральном соборе. Вскоре и царь отрёкся от престола, и теперь он не помазанник Божий. И как к этому относиться верующим? В стране на тот момент численность православных составляла около 117 млн человек, более 2/3 всего населения. Церковь имела 67 епархий, в которых действовало свыше 80 тыс. храмов и часовен, 1 025 монастырей (с 94 629 монашествующими).

В ту пору церковная власть почиталась чуть ли не выше светской, и своё слово она должна была сказать. Синод в 1917 году обратился с посланием «К верным чадам Православной российской церкви». В первых строках обращения значится: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на её новом пути».

   
   
Омск в дни февральской революции 1917 года. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

«Никакого официального освобождения подданных империи от присяги царю и церковной власти не произошло. Один-единственный епископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) призвал паству к присяге новому правительству, и то это было сделано за вечерней службой и не имело большого резонанса», - сказала в 2017 году в своём докладе на конференции «Российская Православная Церковь и Октябрьская революция» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации министр просвещения Ольга Васильева, кстати, по образованию историк. И упомянула, что очень долгое время церковники предпочитали не выступать с оценкой событий. Но лишь до той поры, пока 14 июля 1917 года не появился закон «О свободе вероисповедания»: так правительство Керенского провозглашало свободу религиозного самоопределения.

Решительная ломка многовекового тесного союза православной церкви и государства обеспокоила многих. «Через месяц после принятия закона в Ставку летят страшные телеграммы: командующие фронтами сообщают о том, что до 55% офицеров и солдат спустя месяц после принятия Временным правительством закона о свободе совести отказываются приходить на исповедь… Члены Синода прекрасно понимают, что события и на фронте, и в стране идут к страшной Гражданской войне», - отметила Ольга Васильева.

Церковь решила обратиться ко всем партиям России, чтобы привлечь их внимание к надвигающейся братоубийственной бойне. Звучат такие слова: «Вдумайтесь, мы можем потерять человеческий христианский облик. Мы должны сделать всё возможное, чтобы этого не случилось». 

После Октябрьского переворота за церковь взялись большевики. Да так, что19 января 1918 года святейший патриарх Тихон выступает с гневным посланием, где упоминаются разграбления соборов и гонения на священнослужителей. Но 23 января 1918 года вступает в силу составленный самим председателем Совнаркома декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», по которому церковь лишалась права юридического лица, а её имущество предлагалось национализировать.

Дом архиерея в Омске. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

Поповский бунт в Омске

«А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви», - говорилось в послании предстоятеля. В Омске состоялся массовый крестный ход. В нём приняло участие до 10 тыс. жителей, не согласных с тем, чтобы имущество церкви отошло государству, а храмы использовались под лазареты и клубы.

«Шествуя по улицам города, грандиозный крестный ход останавливался у каждого храма, епископ служил молебен, а затем обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым при наступающем порядке стало грозить разорение», - так об этом пишет историк Сергей Сизов.

Советская власть, установленная к тому времени в Сибири, ответила решительными действиями на это протест. В ночь на 19 февраля 1918 года владыку Сильвестра решено было арестовать как главного смутьяна. Но тот успел отдать распоряжение по телефону, чтобы звонили в колокола. При аресте эконома архиерейского дома Николая Цикуру убили, а первосвященнейшего выволокли из дома и поместили под арест.  

Первым в набат ударил Свято-Успенский собор, тревогу подхватили другие храмы. В звонаря Успенского собора выстрелили, он был ранен, но шум поднялся грандиозный. Одно из столкновений состоялось у Никольского казачьего собора, где завязалась драка. Это кадеты, которые дежурили здесь каждую ночь, выступили против большевистских патрулей. «В итоге кадеты, «вооруженные» цигелями (металлические прутья от кроватей, на которые вешали полотенца), обратили в бегство красногвардейцев, бившихся прикладами, но открыть огонь не решившихся», - пишет об этом историк Владимир Шулдяков. Кадеты вместе с горожанами шли на выручку Сильвестру. Омичи, преданные своему пастырю, были возмущены его арестом. Позже эти выступления назовут поповским мятежом, но под давлением общественности новая власть была вынуждена отпустить владыку.

Весной 1918 года епископа Сильвестра возвели в сан архиепископа. В ноябре, в разгар Гражданской войны, он выбран главой Высшего временного церковного управления в Сибири, что в 1919 году позволило ему привести к присяге адмирала Колчака как Верховного правителя России.

Колчак. Омск, 1919 год Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

Отряды Святого Креста и Зелёного знамени

Сильвестр был духовным вождём белого дела, активным борцом с большевизмом. Он призывал к вооружённой борьбе, создавал боевые дружины. Благодаря его инициативе сибиряки активно включились в общероссийское движение крестоносцев. Православные и мусульмане объединялись в отряды Святого Креста и Зелёного знамени.

«Отличительным знаком крестоносцев был крест на головных уборах, - рассказывает историк Владимир Шулдяков. - Отряды крестоносцев, в том числе и из Омска, отправлялись на фронт».

29 января 1919 года архипастырь благословил адмирала Колчака в качестве Верховного правителя России. В марте 1919 года организовал крестный ход по городу с участием Колчака и колчаковского правительства.

В мае - июне 1919 года совершал поездки по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, выступал с речами и проповедями. Для укрепления духа и нравственности офицеров и солдат армии  антибольшевистских сил архиепископ Сильвестр восстановил институт полковых священников, и в армию им было направлено более 2000 пастырей. В Омске стали издаваться журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник».

В августе 1919 года в Омске состоялся съезд казачьих войск России, который приветствовал Колчак, призывая защитить веру православную, а Сильвестр благословил воинов.

Но осенью 1919 года военная удача изменила армии Верховного правителя, войска начали отступать. 16 ноября 1919 года Красная Армия вошла в Омск. Точно известно, что Сильвестр остался с паствой. Далее начинается путанная история.

«Умер в омской тюрьме»

В эмигрантском издании «Новые мученики российские» за 1949 год, который составил протопресвитер Михаил Польский, есть упоминание о Сильвестре. «Иустин, архиепископ Омский и Павлодарский. Умер в Омской тюрьме в марте 1920 года». Во втором издании за 1957 год тот же Польский поправляет имя: «Сильвестр, архиепископ Омский и Павлодарский. Умер в омской тюрьме в марте 1920 года. Уроженец Полтавской губернии, бывший епархиальный миссионер, епархиальный наблюдатель церковных школ и представитель епархиального училищного совета. В 1910 году хиротонисан во епископа Прилуцкого, викария Полтавской епархии. В 1913 году епископ Челябинский и в 1917 году – Омский. Принял имя Сильвестра в память известного ректора Киевской академии, у которого студентом был личным секретарём».

Вот это «умер в тюрьме», воспринимается далее как догма. Первые публикации об архиепископе Сильвестре появились в прессе и научных и изданиях России уже в постсоветское время, их автором был историк Иван Шихатов. На основе его работ Омская епархия представила кандидатуру Сильвестра на канонизацию.

Фото: Омская Епархия

Шихатов считал, что жизнь высокопреосвященнейшего была примером стойкости духа, а смерть он принял мученическую. «В тюремном каземате омского замка допрос и пытки продолжались два месяца, но монах был духу крепкого и несокрушимого, ни в чем не раскаялся, не повинился. Большевики для него навсегда остались антихристами, сокрушителями веры и осквернителями святынь. Ничего не добившись презрительными и унизительными пытками от стойкого духом пастыря, заплечных дел мастера подвергли его долгой и мучительной казни, распяв и прибив его к полу гвоздями, прижигая тело страдальца за веру раскаленным шомполом, а потом этим же шомполом, раскаленным докрасна, проткнули его сердце. И случилось это 26 февраля 1920 года».

Обретение мощей

В 1998 году постановлением епархиального собора владыка Сильвестр был прославлен как местночтимый святой, а в 2000 году собор Русской Православной церкви причислил его и эконома Николая Цикуру к лику Новомученников и Исповедников Российских.

Долгое время место погребения архиепископа Сильвестра оставалось неизвестным. И вот летом 2005 года при восстановлении взорванного в 1935 году Свято-Успенского собора было обнаружено захоронение. В нише приямка, на торцовой стороне, обнаружен металлический крест и Богородичная икона, вделанные в стену. На кресте надпись «1918 год», это дата возведения Сильвестра в сан архиепископа. Захоронение находилось под мраморной плитой под лестницей и было замаскировано под пол в комнате, где проводились заупокойные богослужения.

Захоронение архиепископа Сильвестра. Фото: Министерство культуры Омской области

Вскрытие захоронения состоялось 21-22 июля после осмотра тогдашним митрополитом Омским и Тарским Феодосием. Гроб с большей частью мощей был поднят, в нём и были обнаружены костные останки, а также часть архиерейского облачения, чётки и многое другое, что прямо или косвенно указывало на возможную их принадлежность архиепископу.

С августа по ноябрь 2005 года проходила экспертиза останков и предметов из захоронения. Их было три: судебно-медицинская, криминалистическая и историко-культурная. В конце 2005 года Московская Патриархия письменно уведомила Феодосия о признании останков святыми мощами архиепископа Сильвестра. Сейчас они покоятся в Успенском кафедральном соборе Омска, а деревянный гроб поместили в крипту Успенского собора Ачаирского женского монастыря.

Справка о смерти

В 2014 году в сборнике научных трудов Омского государственного историко-краеведческого музея главный специалист Исторического архива Омской области Мария Панина опубликовала материал «Его больше не трогали»: легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра в 1920 г.». Ей удалось найти в Книге регистрации актов гражданского состояния о смерти по 3-у району г. Омска актовую запись № 96 о регистрации смерти архиепископа. Он умер 10 марта 1920 года в 2 час. 30 мин. дня. Причина смерти – кишечный рак. Место погребения – В Соборном склепе, ул. Красный путь.

Свидетельство о смерти представлено на экспозиции в центре изучения истории Гражданской войны. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

Публикация архивной находки вызвала настоящую бурю. Одни объявили её фальшивкой, других она заставила с ещё большим рвением взяться за поиски материалов о Сильвестре. Как бы то ни было, патриарх Московский и всея Руси Кирилл своей резолюцией принял решение сменить именование архиепископа со священномученика на священноисповедника. Случилось это 18 мая 2018 года. Вопрос о выяснении обстоятельств последних дней жизни святого сейчас поставлен перед церковным и светским историческими сообществами.

Актовую запись подробно изучили архивист Наталья Храпова и историк Алексей Сушко. «В свидетельстве о кончине владыки Сильвестра сказано, что он умер по адресу «гор. Омск, ул. Гравноуправленская, 6». Согласно справочнику «Весь Омск» в жилом доме, находящемся по адресу: ул. Главноуправленская, д. 6, проживал протоиерей Успенского кафедрального собора города Омска Дмитрий Павлович Александров; в соседнем доме по ул. Главноуправленская, д. 4 – священник Бирюков Михаил Александрович. Указанные здания принадлежали Успенскому кафедральному собору. Вероятно, что глава епархии, у которого дом был изъят вскоре после взятия Омска частями РККА, проживал в доме, принадлежащем кафедральному собору», - пишут они.

Собор взорвали в 1935 году. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

Известна и личность врача, выдавшего свидетельство о смерти. Михаил Петрович Зинин был одним из самых авторитетных в Омске специалистов. Имя, фамилия и место жительства лица, заявившего о смерти – Виктор Кергесар, проживавший в Омске по адресу ул. Тарская, д. 19. Он тоже священнослужитель.

«Согласно документу о смерти, владыка Сильвестр умер не в заключении, а в частном доме, принадлежавшем Успенскому кафедральному собору. В документе фигурируют реальные и весьма уважаемые люди (врач, выписавший свидетельство, и лицо, заявившее о смерти). Сложно, но гипотетически можно допустить, что они согласились сокрыть преступление властей и подписали документ с вымышленной причиной смерти», - делают вывод Храпова и Сушко.

Молились как об умершем

Первые исследования костных останков, что были найдены в гробу при раскопках Свято-Успенского собора, не дали ответа на вопрос, как погиб этот человек? Государственные эксперты бюро судебно-медицинской экспертизы пришли к заключению: «1. Представленные на экспертизу костные останки человека по своим анатомическим признакам принадлежат скелету одного человека мужского пола, костный возраст которого находился в пределах 55-60 лет. Рост мужчины при жизни находился в пределах 170-172 см. 2. Определить причину смерти неизвестного мужчины по представленным костным останкам не представляется возможным».

Как пишет Мария Панина: «Архивными документами, подтверждающими факт зверского убийства архиепископа Сильвестра в омской тюрьме, эксперты не располагали». Она приводит в статье письмо Митрофана Алексеевича Столповского, адресованное директору краеведческого музея Андрею Фёдоровичу Палашенкову, о тех днях. Тот служил в городской управе и общался с людьми, знавшими Сильвестра. Ему было известно о том, что архиепископ тяжело болел.

«Конечно, чекисты обратили внимание на Сильвестра. Что логично, он был соратником главного противника. Но кроме обсуждений о его деятельности, сведений об аресте нет. Прерывается всё в марте 1920 года, как раз когда он умер. Причём среди документов есть данные об арестах других деятелей. Вероятно, он умер, и дело закрыли, - рассказывает главный архивист Исторического архива Омской области Максим Стельмак. - Подобные ошибки уже были. Если не ошибаюсь, канонизированный ярославский священник Александр Смирнов, убитый в 1918 году, на самом деле умер в 1915 году. Архиепископ Тихон (Никаноров), также канонизированный (был убит в Благовещенске в 1920 г.), вероятно, умер в этом году от тифа. Об этом писал Николай Нумеров, в 1918 - 1922 гг. – секретарь канцелярии Священного синода и высшего церковного совета при Святейшем патриархе Тихоне».

В ту пору в Омске готовили показательный процесс над бывшими министрами колчаковского правительства, который состоялся 20-30 мая 1920 года. Наверняка, ЧК хотело бы на скамью подсудимых усадить архиепископа, мёртвый он был им невыгоден. Убивать Сильвестра не было смысла.

Наталья Храпова и Алексей Сушко приводят ещё несколько фактов. «В сохранившихся помянниках 1920-х гг., где отдельно приводились имена убиенных большевиками архиереев, имя архиепископа Сильвестра отсутствует. В омском помяннике монахинь монастыря во имя Казанской Божий Матери архиепископ Сильвестр поминался как упокоившийся своею смертью. В помяннике Соловецкого монастыря, где отбывали сроки многие представители духовенства из Сибири, владыка Сильвестр также упомянут среди умерших, а не убиенных», - пишут они.

Повторная экспертиза?

На III Всероссийской научно-практической конференции «Гражданская война на востоке России: взгляд сквозь документальное наследие», которая прошла в ноябре 2019 года в Омске, иерей Вячеслав Суховецкий представил своё исследование. Он, опираясь на анализ доступных следственных источников, подчеркивает тезис о том, что именно прижизненные тяжкие телесные повреждения стали причиной смерти омского владыки.

«Существует две группы телесных повреждений на теле владыки. Первая группа – самая  многочисленная – включает в себя переломы костей, которые отличает наличие тёмной окраски поверхности слома костей, что свидетельствует о затекании в рану крови, что возможно при жизни или сразу после смерти убитого. В данную группу входят, в том числе повреждения, не совместимые с жизнью. Вторая – малочисленная группа повреждений – характеризуется светлой окраской переломов костей и свидетельствует об их появлении после скелетизации трупа. Это вполне согласуется с взрывными работами по сносу Успенского собора в 1935 году», - рассказал Вячеслав Суховецкий.

Свято-Успенский собор. Современность. Фото: Омская Епархия

Добавим, что после обнаружения захоронения в 2005 году сотрудниками Управления внутренних дел № 2 Центрального административного округа города Омска сведения о найденном скелете были зарегистрированы в Книге учёта сообщений о преступлениях, после чего следователями прокуратуры была начата доследственная проверка. По её результатам Следственным комитетом было возбуждено уголовное дело № 812583 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (умышленное причинение смерти другому человеку). После совершения всех процессуальных действий дело было прекращено по истечению сроков давности.

«Следует иметь в виду, что доступ к материалам уголовного дела до сих пор является ограниченным, в силу чего исследователи не имеют полного доступа к нему, - уточнил Суховецкий. - Высказываем надежду, что Следственный комитет РФ найдет возможность снять ограничительный гриф с материалов данного дела. После чего станет возможной постановка вопроса о дополнительных экспертизах, таких как обнаружение следов металла на переломах конечностей, обнаружение резаных ран на надостистой связке, поиска следов возможных онкологических заболеваний и ряда других».

Биография архиепископа Сильвестра нуждается в дальнейшем изучении и те источники, которыми сейчас располагают историки, позволяют опровергать официальную версию гибели святого. То, о чём писал историк Иван Шихатов и что потом вошло в житие Сильвестра, на данный момент – предание, легенда. Легендой это останется до тех пор, пока всё не будет подтверждено документально.