Свобода внутри рамок. Как помочь ребёнку раскрыть свои таланты

В Омске успешно применяется уникальная для сферы дополнительного образования методика, превращающая стандартные занятия по вокалу, хореографии и актёрскому мастерству в инструмент глубокого личностного развития.

   
   

Речь о гуманной педагогике, философии, которая ставит в центр не результат любой ценой, а личность ребёнка. Её последователи принципиально отказались от авторитарных методов, сравнения детей между собой и натаскивания на идеальный результат.

Не урок, а диалог

В Омске с 2010 года работает уникальное социальное предприятие - Дом талантов «СТАТЬ». Это пространство, где дети от трёх до 16 лет могут заниматься сразу несколькими направлениями: хореографией, актёрским мастерством, вокалом, изобразительным искусством и всесторонним развитием личности.

Фото: Дом талантов "Стать"

В обычных школах акцент часто делается на результате: строгое соответствие стандартам, исполнение требований и принятие установленных рамок. Ошибка там может восприниматься как неудача, что может надолго отбить у ребёнка желание заниматься творчеством. Эмоциональный климат зачастую формален, а отношения выстроены по иерархическому принципу.

«Наша методика основана на принципах доверия, уважения и сотворчества. Педагог здесь - не контролёр, а партнёр и наставник, который чувствует ребёнка», - поясняет сертифицированный учитель гуманной педагогики и ученица академика Шалвы Амонашвили Татьяна Зарубина.

Ключевой элемент метода - создание особой атмосферы, снижающей тревожность и помогающей ребёнку раскрыться. Пространство организовано по домашнему принципу: с кухней, уютными диванами и возможностью отдохнуть.

   
   

«Строгость любви»

Гуманную педагогику часто ошибочно путают со вседозволенностью, но между ними чёткая граница.

«Вседозволенность - это когда ребёнку разрешают всё, не устанавливая границ и не требуя ответственности. Такой подход ведёт к инфантильности», - объясняет Зарубина.

Ребёнка важно научить быть свободным внутри существующих рамок. Отсутствие любых правил не способствует развитию таланта и внутренней дисциплины. Взрослый с уважением относится к выбору и свободе ребёнка, но всегда остаётся наставником, который мягко задаёт вектор.

«Я бы назвала это строгостью любви, - говорит Татьяна. - Педагог поддерживает и вдохновляет, но также задаёт вопросы: «Что ты можешь сделать лучше?». Так методика целенаправленно формирует не только творческие навыки, но и внутреннюю дисциплину, осознанность и готовность нести ответственность за свой выбор.

Фото: Дом талантов "Стать"

Учеников не выбирают

Эффективность методики подтверждается её практическим воплощением. Она служит фундаментом для всех направлений - будь то хореография актёрское мастерство. Даже тот факт, что вокалу здесь учат действующие солисты Омской филармонии, работает на идею метода: дети учатся у практиков, которые понимают, что такое сцена, но при этом являются не строгими судьями, а старшими товарищами.

Методика подразумевает полный отказ от системы отбора. «Мы берём всех детей, стараясь, чтобы каждый мог проявить свои таланты, независимо от стартовых возможностей, - отмечает Зарубина. - Не требуем дотягивать до условной нормы, ценим уникальность каждого. Только так взращиваются таланты».

Работа выстроена и в тесной связке с родителями, что является логичным продолжением методики. В то время как многие учреждения придерживаются политики чёткого разделения обязанностей - школа учит, а родители воспитывают - здесь выстроены партнёрские отношения со всей семьёй.

Родители могут обратиться со своими переживаниями и тревогами, а педагоги, в свою очередь, готовы помочь ребёнку не только в освоении навыков, но и в решении личных трудностей - будь то излишняя стеснительность или неумение справляться с эмоциями.