Сбой в системе. Омичей заставляют переплачивать за проезд

Наличка водителям, видимо, душу греет. © / Сергей Кельберг / АиФ

Количество поездок по бесконтактным банковским картам в омском транспорте за девять месяцев 2019 года увеличилось почти в шесть раз. По этому показателю Омск вышёл на третье место по России.

   
   

Однако транзакций могло быть ещё больше, если бы все перевозчики принимали безнал. До сих пор далеко не на всех маршрутах можно расплачиваться по банковской карте. «Нет терминала», «сломался аппарат», «начальник запретил» - и это только малая часть причин, по которым перевозчики пытаются ограничить доступ к более дешёвому проезду.

Меньше 30 рублей не берут

Нарушение правил оплаты в маршрутках происходит чуть ли не каждый день. Накануне в редакцию «АиФ в Омске» написала омичка, которая сообщила, что во время поездки на работу с её банковской карты сняли 30 руб.

«Только потом я увидела в салоне объявление, что проезд в маршрутке № 903 такой дорогой, причём без разницы, платишь наличными или безналом. Ехала от ул. Малиновского до главпочтамта. Это что ещё за новости? Когда установили новую стоимость проезда?» - негодует читательница.

В случае отказа водителя в предоставлении возможности оплатить проезд по карте пассажиры могут обратиться непосредственно к перевозчику, контакты которого размещены в салоне транспортного средства. Однако звонок индивидуальному предпринимателю, осуществляющему перевозку по маршруту № 903, ясности в ситуацию не добавил. Он объяснил повышенную цену внутренним приказом предприятия.

«Безнал у нас работает месяца полтора, проезд сразу стоил 30 руб. У нас нерегулируемый тариф, он прописан в маршрутке, есть приказ по предприятию о стоимости проезда», - сказал предприниматель Кайрат Кусаинов.

Представители власти комментируют эту проблему так: нет чёткого регулирования взаимоотношений с частниками. По предварительной информации, этот вопрос должен решиться в начале следующего года, когда вступит в силу единый тариф.

   
   

«Если частник не выдаёт билет, когда берёт деньги, говорит, что аппарат не работает, он уходит от контроля департамента транспорта».


«Если частник не выдаёт билет, когда берёт деньги, говорит, что аппарат не работает, он уходит от контроля департамента транспорта. Водитель берёт оплату себе и, может быть, передаёт их по какой-то негласной договорённости руководителю организации», - считает депутат Омского горсовета Олег Афанасьев.

В муниципальных автобусах дела обстоят лучше - за ними установлен жёсткий контроль. Любое нарушение расценивается как прямое воровство из казны. Поэтому здесь всегда готовы принять любые карты, в том числе привязанные к телефону, не говоря уж о проездных. И стоимость всегда одинакова.

Омичей игнорируют

Несмотря на десятки обращений жителей города, департамент транспорта не может найти управу на частников. Как заметил омский блогер Игорь Фёдоров, из-за «природной скромности дептранса» приходится искать другие способы решения вопросов.

Вместе с тем омичам постоянно сообщают о перспективах развития транспортной сети Омска. Планов много - от координации маршрутов до закупки экологичных автобусов. Однако проблемы, которые существуют здесь и сейчас, почему-то игнорируются. Да и обещания сбываются далеко не всегда. Допустим, властям пришлось отложить покупку девяти новых троллейбусов. Причина - смена руководства на предприятии в связи со следственным процессом в отношении предыдущего директора.

На помощь дептрансу спешит научное сообщество. Исторически омские исследователи присутствовали при вынесении решений, высказывали стратегические предложения. Но сейчас их никто не слушает.

«Город живёт на пределе. И всё из-за транспорта, - говорит профессор СибАДИ Эдуард Сафронов. - Омск - единственный город России, где есть метромост, но нет метро. Мы мог­ли бы использовать тоннели и проходить центр города быстрее, снимать пробки, снижать количество индивидуальных автомобилей».

Ещё одна проблема - новые автобусы средней и малой вмес­тимости. Их не хватает, чтобы в час пик перевезти всех пассажиров. Пустить больше транспортных единиц тоже нельзя. Снова замкнутый круг. Транспортная реформа, похоже, показывает системную неэффективность. Грядёт новая?