Вопрос модернизации имеющейся маршрутной сети Омска поднимался не один раз. В апреле прошлого года в департаменте транспорта пообещали, что пересмотрят действующую маршрутную сеть. Улицы города исследовали с помощью автоматизированной системы оплаты проезда и системы АСУ-Навигация. Ещё в январе мэр Сергей Шелест на осмотре партии новых экологичных автобусов заявил, что городу нужно постепенно уходить от «газелек», оккупировавших центр Омска, и оптимизировать маршрутную сеть для общего удобства.
В июле власти решили разъяснить, что представляет собой новая транспортная сеть. Полностью внедрить нововведение планируют к 2024 году, а пока омичам придётся толкаться в душных маршрутках и крошечных «Луидорах».
Раскидать по слоям
Одна из главных целей новой маршрутной сети - разгрузить центр и обеспечить перевозку жителей из удалённых уголков Омска. Костяком транспортной сети станут линии магистральных маршрутов, по которым запустят вместительные автобусы и троллейбусы. Между основными пересадочными узлами будет ходить транспорт с интервалом 5-10 минут. График работы общественного транспорта - с 6 до 23 часов.
В 2024 году на дорогах будут организованы три группы маршрутов - магистральные, межрайонные и подвозящие (социальные). Уже сейчас в городе курсируют пять таких маршрутов - это троллейбусы № 3, 4, 15, 67 и автобус № 22. Всего будет 16 подобных маршрутов.
«Новая маршрутная сеть предполагает перевозки по трём слоям. Первая группа - самая мощная по провозной способности - это магистральные маршруты. Эта сеть позволит перевозить значительное количество людей на автобусах и троллейбусах большого класса. В час около 1200 человек», - пояснил глава департамента транспорта Вадим Кормилец.
В помощь магистральным маршрутам будут работать 48 межрайонных. В отличие от главных маршрутов транспорт будет ходить с интервалом в 20 и более минут. На транспортную сеть выйдут автобусы и троллейбусы среднего класса.
Третий «слой» - подвозящие маршруты. Они будут привозить людей из дальних районов: Большие Поля, Степной, Армейский, Светлый, Новая Станица, Волжский, Загородный, Рябиновка, Осташково и Новоалександровка. На социальных маршрутах будут ходить маршрутки и автобусы малого класса, интервал движения в час пик составит 10-60 минут.
Курс на сокращение
По словам Вадима Кормильца, такой «многослойный» принцип работы общественного транспорта позволит не только разгрузить проблемные участки маршрутной сети, но и задействовать транспорт всех классов.
Однако для того, чтобы избавиться от лишнего транспорта на магистралях, придётся сократить количество маршруток - с 900 до 400. Перемены грядут масштабные - от 36 маршрутов останутся всего семь. Также придётся закупить ещё 70 троллейбусов и автобусов.
Но маршрутки и маловместительные автобусы не уйдут полностью с омских дорог. «Луидоры» и «газели» продолжат обслуживать пассажиров на межрайонных и подвозящих маршрутах. Переход на комфортабельный транспорт большого класса будет проходить постепенно.
«В этом году ни одного нового магистрального маршрута не появится, потому что нужен новый подвижной состав. Кроме того, на сегодня мы достаточно плотно работаем, но ещё не победили проблему неукомплектованности кадров. Нам необходимы водители автобусов, троллейбусов и кондукторы», - рассказал Вадим Кормилец.
Потери неизбежны?
Ещё одна животрепещущая для омичей проблема - возможная отмена популярных маршрутов. Повод для переживаний есть: с 1 июля в городе прекратили осуществлять пассажирские перевозки по маршрутам № 201, 430 и 434. В департаменте транспорта это объяснили тем, что перевозчики вовремя не заменили маршрутки на автобусы вместительностью до 80 человек.
«Мы не просто росчерком пера прекратили работу трёх маршрутов. В частности, перевозчик по маршруту № 430 сообщил, что не готов к изменениям. Без изменений, по существующей схеме, с имеющимся подвижным составом он готов был работать. Это было нарушение договора, мы на него пойти не могли», - прокомментировал глава дептранса.
Вадим Кормилец заверил, что в ближайшее время в городе не отменят другие маршруты. Пассажирам лишь остаётся ждать, когда малокомфортабельные автобусы и маршрутки уйдут на периферию.
Ещё один важный вопрос: сколько времени мы будем терять на остановках после внедрения новой системы? Ответ узнаем на практике.