Россия в панораме: двое на вертолёте облетели всю страну

Фото Галины Кирюшиной

Вдохновлённые героическим периодом авиации 1930-х годов, пилоты-любители Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников за 56 дней облетели 60 населённых пунктов, в том числе Крайний Север, Камчатку и Сибирь. Целью путешествия было не только показать возможности малой авиации в труднодоступных районах, но и получить уникальные фотографии и видеозаписи этих мест. Специально для этого на вертолёт было установлено профессиональное оборудование для съёмки.

   
   
Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников. Фото Галины Кирюшиной

В списке городов проекта Омск находится практически в самом конце. Поэтому в наш город его участники прилетели 31 августа, когда путь уже был пройден на 90%, а 3 сентября они вернулись в столицу. Из-за непогоды, дождя и сильного ветра перелёт из Новосибирска в Омск сдвинулся на два дня, но на общем графике это никак не сказалось – у путешественников как раз было несколько дней в запасе.

Но больше всего их волновал перелёт из Первоуральска по дальнейшему маршруту, где повсеместно шли дожди. На протяжении всей экспедиции Игорь и Виктор пытались лететь наперегонки с погодой: где-то пережидали, а где-то и обгоняли. Во время вынужденного простоя обновляли интерактив на сайте – в дневнике делились впечатлениями, выкладывали новые фотографии, видео и панорамы.

Брошенные дома и прекрасные пейзажи

На однодвигательном вертолёте Robinson R66 Игорь Гуржуенко и Виктор Сидельников проложили сложный маршрут по Заполярью, Чукотке, Камчатке, Колыме. В процессе подготовки лётчики столкнулись с тем, что об этих местах очень мало информации. Чёрно-белые фотографии и текстовые описания остались с 1950-60-х годов и уже настолько устарели, что совершенно не соответствуют современному положению вещей. Тогда появилась ещё одна важнейшая цель экспедиции – рассказать соотечественникам о том, как живет та часть России, о которой они почти не знают, указать на проблемные места, которые находятся далеко от экономически развитых регионов.

Вид из кабины вертолёта на центр Омска. Фото из архива пилотов

– Когда ты теоретически знаешь о чём-то и сталкиваешься с этим лично, ощущаешь огромную пропасть. Одно дело, когда мы знаем, что на севере заброшены города и посёлки, там никто не живёт, осталось мало населения. Другое дело, когда приезжаешь и видишь эти ужасающие развалины, стаи голодных собак, отсутствие людей, горы ржавого железа. Кругом разруха, брошенные дома, свалки. Я не скажу, что мы сделали для себя гигантские открытия, но мы столкнулись своими с тем, о чём может и знали заранее, но не предполагали, что всё вот так. Зато при этом очень сильный контраст с природой. Животные, ландшафты, пейзажи – всё это скрашивает картину, – рассказывает Игорь Гуржуенко, командир вертолёта, пилот.

К ситуациям, которые многим из нас показались бы экстремальными, путешественники подготовились заранее. Несколько раз они ночевали на горе в тумане из-за собственных ошибок, которые после этого повторять не стали. К незапланированным ночёвкам в тундре они тоже были готовы – никакой катастрофы, просто дискомфортно ночью на ветру. Вертолёт позволил им садиться практически на любую площадку и находить на ней что-то необычное и красивое, фотографировать. Самолёту потребовалась бы целая взлётно-посадочная полоса.

Вместо людей – аппаратура

Полёт готовился довольно долго – в течение девяти месяцев, пять последних проходили в очень напряжённом графике. Помимо пилота и штурмана, над реализацией проекта в составе штаба трудилась целая группа людей – таких же любителей. Они занимались согласованием маршрута движения, договаривались о топливе, пытались выстроить маршрут наиболее безопасным образом, собрали большую аптечку, в которой есть лекарства на все случаи жизни. Но она так и осталась нетронутой.

   
   
Игорь Гуржуенко на фоне вертолёта. Фото из архива пилотов

Изначально пятиместный вертолёт был переоборудован в двухместный, вместо сидений – аппаратура, средства для выживания, снаряжение. К Игорю и Виктору желали присоединиться и другие, чтобы лететь в экспедицию двумя или тремя бортами, но не смогли уладить вопрос с топливом. С ним на Севере очень сложно – всё нормировано и распределено, поэтому смогли договориться только на одно судно.

В процессе подготовки экспедиции сами пилоты много общались с коллегами, в том числе и в социальных сетях и на профессиональных форумах, где лётчики-отставники, которые раньше летали на Севере, Заполярье, Таймыре и Камчатке, с большим энтузиазмом делились своим опытом.

– Эти пилоты с удовольствием рассказывают и пытаются передать все тонкости. Их опыт огромен – летали по одной территории 20-30-40 лет, а мы впервые, и, естественно, нам есть чему поучиться. Прислушиваться к их мнению нужно обязательно., – отмечает Виктор Сидельников, штурман и бортинженер.- Когда мы останавливались в каких-то местах, где сталкивались с местными вертолётчиками, обязательно пытались с ними поговорить, их опыт тоже бесценен. С некоторыми лётчиками мы заочно знакомы по сети, и с некоторыми из них познакомились в реальности, когда пролетали по маршруту.

Газотурбинный вертолёт Robinson R66, отличающийся способностью работать в экстремальных условиях, уже два года принадлежит Игорю Гуржуенко. Он всегда хотел иметь воздушное судно. По убеждению пилота, вертолёт стоит приобретать, если абсолютно точно знаешь, что периодически будешь летать на нём. Купить его и не использовать – это всё равно, что выбросить деньги. Календарный срок у вертолёта – 10 лет, после которых потребуется капитальный ремонт, вне зависимости от того, сколько на нём часов летали. Поэтому случаи, когда человек имеет целый авиапарк, крайне редки.

Омские крыши. Фото из архива пилотов

По словам участников экспедиции, авиация – это та область, что не приемлет случайных людей. И она их порой жёстко наказывает. Природа подбрасывает самые неожиданные загадки и повороты, к которым нельзя быть готовым. Поэтому должна присутствовать и самокритичность и трезвая оценка собственных возможностей.

– Надо чётко понимать границу, через которую ты не должен переступать. Не нам судить, понимаем ли мы эту границу и правильно ли мы действуем. Но раз мы пролетели этот маршрут и не свернули себе шею, мы достаточно самокритичны, – считает Игорь Гурженко.

Рок-музыканты тоже летают

Не ожидая вопросов от тех, кто захочет полностью или частично повторить их маршрут или просто слетать по некоторым местам, путешественники уже сейчас в деталях описывают свой опыт на страницах дневника. Пилоты надеются, что послужат для многих примером – два простых человека, не имея никакого специального образования, смогли сесть на вертолёт и облететь всю страну. Игорь Гуржуенко – инженер радиосвязи, радиовещания и телевидения, Виктор Сидельников – инженер-механик. В авиаклубе, где они летают, состоят и гуманитарии, экономисты, врачи и даже рок-музыканты.

Пилоты надеются, что послужат для многих примером. Фото Галины Кирюшиной

Но всё же технический подход и взгляд на вещи двух инженеров им помог. Вертолёт они самостоятельно дооборудовали, он был существенно доработан для экспедиционных целей и больших перелётов. Воздушное судно получило дополнительный топливный бак, который позволяет преодолевать большие расстояния, видеокамеры, средства навигации, специальная система держателей сумок, сетки-органайзеры для правильного хранения вещей. Все решения оказались правильными и очень пригодились.

После завершения экспедиции настанет время для большой работы – довольно много времени придётся посвятить систематизации материала, которого накопилось очень много. Записи станут основой для готовящейся книги. Лучшие снимки, отснятые на протяжении всего путешествия, после обработки станут выставкой, которая объедет ряд городов. Появится специальный сайт, на котором разместится карта России. На ней будет отмечена схема маршрута, по которому можно будет кликать и открывать целые панорамы.

Смотрите также: