Очень часто разрешить конфликт может только суд. По словам Игоря Пушкаря, председателя общества по защите прав потребителей в сфере страхования, за прошлый год судами Омска было рассмотрено почти 5 тысяч исков на эту тему. Причём 95% – в пользу клиента.
Поскольку подобная ситуация наблюдается по всей стране, то Верховный Суд России вынес разъясняющее постановление «о применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан».
Меньше исключений
И как отметил омский правозащитник в страховой сфере, теперь у компаний станет меньше исключений, позволяющих отказаться от выплаты. Получается, что человек теперь может быть более уверенным в своём полисе КАСКО (а все сложности обычно вызывает добровольное страхование автомашины). Другой вопрос: не отреагируют ли на это страховщики повышением цены?
Александр Кузнецов, директор омского филиала одной из страховых компаний перечисляет какие именно уточнения вступили в силу. Во-первых, сейчас страховщик обязан будет выплатить деньги, причитающиеся по договору, даже если в угнанной машине остались документы и ключи зажигания. Раньше компании отказывались платить, подозревая владельца машины в мошенничестве. Дескать, по-тихому и неофициально продал свою машину, её вывезли в другой регион, а лучше в сопредельный Казахстан, а владелец ещё и страховую премию хочет себе урвать. Правда, по словам самих страховщиков, случаев угона много не бывает: пару в год. Поэтому нововведение не должно сильно выбить из колеи крупных игроков на этом рынке.
Во-вторых, что компаниям не нравится чуть больше, в выплату включается возмещение товарной стоимости на машину. Иными словами, если бы человек хотел продать машину и попал в аварию до этого – то он ничего не теряет. Но как справедливо замечает страховщик, не все попадающие в ДТП омичи хотели продавать машину. Владимир Платонов, директор ещё одной омской страховой компании, отмечает, что раньше вообще возмещение товарной стоимости и выплата морального вреда, который могут получить клиенты в рамках закона о защите прав потребителей, не вписывались в договор КАСКО. Теперь видимо страховщикам придётся это учесть, что, к сожалению, опять может повысить тарифы.
А вот третье изменение очень понравится автолюбителям: теперь ответственность за страховой ремонт будет нести не станция техобслуживания, а непосредственно страховщик. А это многое меняет. Теперь страховой компании придётся тщательнее выбирать партнёров и не скупиться на ремонт. Раньше нередко бывало, что, пытаясь сэкономить, компания сотрудничала с не самым порядочным СТО, которое тоже было не прочь сократить расходы на ремонте. И в итоге получалось, что отремонтированный по КАСКО автомобиль на дороге мог стать угрозой для безопасности движения.
Указал суд и случаи превышения полномочий агентов. Не секрет, что услуги на страховом рынке предлагают страховые агенты, которые могут подписать полис на определённую сумму. Если сумма станет выше – то без консультации компании не обойтись. А вот если агент незаконно всё-таки подписал полис и произошёл страховой случай – то суд обязал компанию выплатить деньги, если ранее договор не был признан недействительным.
Кстати, клиентам, которые покупают полис в рассрочку полезно знать, что теперь даже в случае задолженности ему выплатят страховую сумму, правда за исключением той суммы, которая была долгом. Если компания не успела расторгнуть договор.
Важно отметить, что помимо страховой суммы, в случае судебного рассмотрения вопроса, страховщик может дополнительно быть оштрафован на 50% от страховой суммы. В этот штраф входит и компенсация морального вреда клиенту.
Есть приятные новости и для страховщиков. Суд указал, что в случае финансового возмещения ущерба (а не ремонта на СТО, чем оканчивается большинство страховых случаев) компания должна возместить стоимость повреждённых деталей с учётом их износа. И это правило очень не нравится Игорю Пушкарю, да и вряд ли понравится автолюбителям. Ведь по такой логике получается, что заменить старую, но сломанную в ДТП деталь они теперь будут должны работающей, но тоже поддержанной. А поддержанные детали не всегда могут оказаться качественными. А это вновь может быть небезопасно на дороге.
До суда не доводить!
Но без сомнения, самым спорным решением Верховного Суда стало требование выплачивать страховую сумму даже в случае, если в момент аварии за рулём находился человек, не вписанный в страховой полис. С одной стороны, это дополнительная опция очень удобна водителям, но с другой, она может привести к тому, что страховщики откажутся от льгот опытным водителям.
Владимир Платонов, рассказывает, что у крупных компаний есть специальные льготные тарифы для людей, которые давно заключают договоры и много лет ездят без аварий. Очевидно, что риск ДТП у них ниже.
Но в рамках новой нормы опытный водитель, получивший льготный полис, может безболезненно передать автомобиль своему сыну, который только сдал на права. А уж тому может не хватить опыта… И в результате наступит страховой случай. Это не очень выгодно компаниям и может заставить страховщиков перейти на единый тариф. Правда, Александр Кузнецов, уверен, что, выплачивая страховую сумму за не вписанного в полис водителя, компания может рассчитывать на регресс, то есть на сокращение выплаты. Правда это ещё нужно доказать в суде.
Правозащитник Игорь Пушкарь утверждает, что своими разъяснениями Верховный Суд подспудно приводит условия договоров разных компаний к каким-то общим знаменателям. Что, несомненно, хорошо: в договорах у разных компаний слишком много прописано различных опций. Это приводит к тому, что потребитель путается, а в страховом случае возникают и недопонимания, доходящие до суда. А как правильно отметил страховщик Александр Кузнецов, до суда споры компании и клиента доходить вообще не должны: ведь намного лучше, когда все условия заключены в договоре и в случае форс-мажора они соблюдаются.
Смотрите также:
- На всякий пожарный, или Что нужно знать о страховании имущества →
- Плата за аварию. Что изменится в автостраховании в 2014 году? →
- Урок геометрии →