Омск, 3 апреля – АиФ-Омск. Несмотря на ужесточение законодательства, желающих брать на «лапу» меньше не становится. По данным прокуратуры, втрое чаще, чем год назад, коррупционные преступления стали совершать чиновники. Но коррупция - это далеко не все нарушения.
В конце прошлого года в селе Большие Туралы Тарского района прошли выборы нового главы. Прежний, Борис Гайнулин, добровольно сложил с себя полномочия. В глазах односельчан он стал «крайним».
Не хотел быть крайним
До выборов Борис пять лет трудился соцработником и пару месяцев – специалистом по работе с молодёжью. А потом рискнул выдвинуть свою кандидатуру на пост главы. Он выиграл, став в свои 27 лет одним из самых молодых глав в области.
– Люди думали, раз молодой, буду бегать-прыгать и что-то исправлю. Вскоре односельчане начали мне всё чаще говорить, что ничего не меняется и что при прошлом руководителе жилось лучше, – вспоминает экс-глава. – Да разве я – власть?! Администрации сельских поселений – просто исполнители народной воли, а по совместительству – нарушители практически всех федеральных законов.
По словам Бориса Гайнулина, к штрафам от контролирующих органов сельские главы привычны. Исправить нарушения невозможно – собственных доходов в поселении – чуть более 100 тыс. руб. в год. Откуда деньги взять? Средства на погашение штрафов приходится заимствовать с других статей бюджета – благоустройство, спорт, молодёжная политика. А в случае проверки припишут ещё нецелевое использование средств.
В отличие от практически нищих глав маленьких сельских поселений, главы районов области чувствуют себя местными князьками, получившими надел и по нескольку тысяч душ крепостных. Дело в том, что при прежнем губернаторе главы в обмен на личную лояльность получали множество преференций. Правда, когда население выбирало не того кандидата, на которого указывал державным перстом Леонид Полежаев, руководитель гневался, и для района наступали годы застоя и упадка. За примерами можно съездить в Саргатку и узнать, как трудно пришлось в первое время местному начальству. Когда же сменилась региональная власть, районные главы на стульях закачались: в Омской области одно за одним посыпались уголовные дела против руководителей.
Превышаем полномочия
Вот, например, Василий Дюборев (Знаменка) был обвинён в финансовых махинациях при строительстве сельской школы. В Знаменском райсуде начальника обвиняют в причинении 10-миллионного ущерба областной казне и превышении должностных полномочий. Из материалов дела следует, что администрация заключила контракт на 49,2 млн руб. с субподрядчиком без проведения процедуры торгов. При этом генподрядчик необоснованно завысил стоимость и объём фактически выполненных работ более чем на 10,7 млн руб. Хорошо, хоть школа на 440 мест была введена в эксплуатацию.
А вот Николай Хрищенко, глава Седельниковского района, по версии следствия, заключил муниципальный контракт на ремонт дороги. Нужное дело. Беда только в том, что возглавляет контору его собственный сын. Хрищенко же распорядился перечислить в фирму сыночка деньги за фактически не выполненную работу, нанеся ущерб на сумму 4 млн руб. Руководитель Нижнеомского района Анатолий Стадников тоже попался на статье о превышении полномочий. Нижнеомский суд признал, что глава ещё в 2010 году заплатил больше 200 тыс. руб. за реконструкцию водопровода подрядчику, а работы так и не были выполнены в срок.
Собираются отправить под суд и Николая Саенко, главу Горьковского района - за всё то же превышение должностных полномочий. В материалах следственного комитета по Омской области указано, что по распоряжению Саенко его заместителям были завышены коэффициенты по должностным окладам. С февраля 2008-го по декабрь 2011 года они в сумме незаконно получили почти миллион рублей. «Забота» о подчинённых следователями была не оценена, и они стали раскручивать дело Николая Саенко дальше. И выяснили, что ещё в 2008 году обвиняемый подписал документы о передаче 16 квартир в новом доме жителям, не нуждающимся в улучшении жилищных условий. Ущерб бюджету перевалил за 3 млн. руб.
Можно вспомнить уголовное преследование главы Исилькульского района Владимира Сусленко. В 2012 году было установлено, что чиновник заключил договор подряда, выходящий за пределы его компетенции. Однако уже в этом году следователь усмотрел в действиях руководителя лишь признаки халатности, вынес постановление о частичном прекращении уголовного преследования. Прокуратура настояла на своём, и дело отправили на доследование.
Расследуется дело и в отношении главы Черлакского района Василия Яцковского, которое скоро будет также передано в суд.
Выпиваешь - уходи
Ещё одним «неблагополучным» главой можно назвать Иосифа Ровейна, теперь уже бывшего главу скандально известного Кормиловского района. Ровейн не обвинялся по уголовным делам, но депутаты района были активно недовольны тем, что их глава не участвует в жизни Кормиловки и местных поселений района. Депутаты утверждали, что Ровейн пьёт прямо на рабочем месте и при нём район не попал ни в одну программу развития. В общем, посоветовавшись с губернатором, он решил уйти сам. Ровейн считает, что депутаты на него наговаривают. Учитывая, что район явно не самый благополучный в области, верится в это с трудом.
Кто на новенького?
В первую очередь сложившуюся ситуацию можно связать со сменой региональной власти. Как ни относись к экс-губернатору, но он всегда мог защитить своих верных подчинённых. Зато с его уходом СК и прокуратура развернулись по полной. Из источников, близких к руководству прокуратуры, доходит информация, что готовится возбуждение уголовных дел ещё на нескольких глав. Так это или нет – покажет время.
Вторая причина – ошибки подчинённых. Очень часто главы берут к себе в помощники своих родственников или знакомых, которые малокомпетентны и элементарно не знакомы с ФЗ № 131, регулирующим вопросы местного самоуправления. Безграмотно составленные такими специалистами документы не глядя и подписывают главы районов, а за этим чутко следят следственные органы.
Третья причина – финансово-экономические махинации. Однако в данных ситуациях главы более осторожны и юридически тонко подходят к таким вопросам. Зачастую органы понимают, что здесь что-то не так, но подкопаться не к чему. Четвёртая причина – борьба местных «элит» за власть. Если бы следствие пристально и беспристрастно проверило все муниципальные районы, уверен, уголовных дел было бы значительно больше.
Правила надо менять
Предприниматели, фермеры стараются НДФЛ не платить. Наняли человека на сезон, рассчитались с ним - и до свидания. Если человек не трудоустроен, то и нет налогов, основной составляющей бюджета, а согласно 131-ФЗ наполняемость бюджетов должна производиться самостоятельно. Выживать очень сложно. Нужно менять правила игры, укрупнять поселения, тогда и статус главы будет весомее, и возможностей больше.
Надейтесь на себя
Факты в цифрах: | |
---|---|
2014,1 тыс. человек - численность всех жителей Омской области. 650,7 тыс. человек живут в сёлах нашего региона. 6 городов, 21 рабочий посёлок, 1 476 сельских поселений входят в состав Омской области. 48 сёл и деревень исчезли с 2002 по 2010 г. в 24 населённых пунктах люди фактически не проживают. в 40 сёлах живут меньше 5 человек. в 180 деревнях численность населения от 1 до 50 человек. Только в 7 населённых пунктах живёт более 5 000 жителей. на 1,1% увеличилось городское население с 2002-го по 2010 г. С 1989 года процесс урбанизации в нашем регионе практически прекратился. Омский район - самый многочисленный район области Большеуковский - самый малочисленный. |
- Я вырос в деревне в Рязанской области и, по моим детским ощущениям, там было очень хорошо! Хотя, что в советское время, что сейчас, малые населённые пункты выживают исключительно натуральным хозяйством. Разводят кур, коз, кроликов, коров… Знаете, есть деревни, где люди чувствуют себя довольно неплохо. Мы часто ездим по районам с гастролями, видим условия, в которых живут сельчане. Есть богатые сёла с добротными домами, большими частными хозяйствами. На государство там никто не надеется, да и зачем? Если развивать фермерство на должном уровне, то необходима техника, а значит, субсидии от государства. Нужна реальная поддержка сельскому хозяйству в районах, а её практически нет.
Ещё хочется сказать о том, в каком запущенном состоянии находятся деревенские ДК и клубы. Их тоже нужно ремонтировать, это ведь единственное культурное место у сельчан, где они могут и кино посмотреть, и концерт, и потанцевать. Очень хочется, чтобы государство и эту сторону жизни села не забыло, и деньги на ремонт культурных объектов всё-таки выделяло.
Мнение эксперта
– Для муниципалитета главная задача – пополнить бюджет. Полномочий у местного самоуправления много, а вот источников финансирования этих полномочий явно недостаточно. Ни для кого не секрет, что у местных властей нередко существуют проблемы межбюджетных отношений, а пробелы законодательства в этой сфере нам здесь явно не помогают.
С другой стороны, в своей работе нам в любом случае нужно отталкиваться от того, что муниципалитет должен качественно выполнять все те полномочия, которые возложены на него. В независимости от наполнения бюджета. Оправданий, что у нас скромный бюджет, избиратель не принимает, да и ссылаться на это даже неуместно. Муниципалитет должен принимать меры по наполнению бюджета и оптимизации трат. Не исключено, что иногда эти меры могут быть и непопулярными.
Кстати
В феврале этого года омская деревня Увальная Бития Саргатского района осталась вообще без власти. Сельский глава и депутаты подали в отставку в один день. Причина – отсутствие понимания между народными избранниками и местными жителями. Огромные штрафы задушили сельский бюджет. Расходы по утилизации твёрдых бытовых отходов, установлению пожарной сигнализации, разработке генпланов поселений – добивают и без того нищие деревни. Не выдержав упрёков в бездействии, глава и депутаты сложили полномочия. Выборы назначены на апрель, пока управление деревней осуществляет работник администрации Елена Чешегорова. Только в Саргатке двумя крупными сёлами уже руководят женщины.
От редакции
Любые реформы должны приводить к реальным улучшениям в жизни, однако принятие 131-го федерального закона превратило местное самоуправление в козла отпущения. На глав мелких поселений или руководителей городских округов можно повесить все проблемы. Каток не залит – глава виноват, грязно на улице – платите штраф. Штрафы съедают другие статьи бюджета. Кстати, и доходов очень мало: ведь вся налоговая база уходит на федеральный уровень. Странно слышать, что при выстраивании вертикали власти в стране за все успехи отвечают самые главные федеральные начальники, а все шишки валятся на глав поселений, которым трудно позавидовать. Стоит ли удивляться тому, что активные люди не хотят идти в руководители, а население просто бежит из села.