«Учитель года» считает, что сельскому образованию костыли не нужны

Фото Максима Кармаева

   
   

Омск, 1 марта – АиФ-Омск. Такая тенденция, когда педагоги из глубинки обходят своих городских коллег, в Омской области наблюдается уже не первый год. Получается, лучшие учителя трудятся на селе?

Так ли это на самом деле, корреспондент «АиФ в Омске» узнавал у победителя конкурса Олега Червинского.

О конкурентах и «компах»

- Чем сельские учителя лучше городских? Да ничем, - говорит Олег Геннадьевич. - У меня были очень сильные соперники - городские коллеги. Возможно, мы, учителя районных школ, острее чувствуем свою ответственность перед учениками, коллективом, своим районом, наконец. Не зря раньше учитель на селе был самым уважаемым человеком, нужно возвращать такое отношение. Хочется доказать, что бытующее до сих пор мнение, будто в деревнях образование «хромает», неверно.

- Вокруг преподавания информатики много спорных вопросов. Часов мало, изучаете компьютерную грамоту, а у некоторых учеников и компьютера-то нет.

- К сожалению, современный образовательный процесс в обычной школе предполагает всего один час информатики в неделю. Лишь в 9-х классах немногим больше отводится на этот предмет. Этого мало современному выпускнику, надеюсь, ситуация изменится. Бывает, что у ученика нет компьютера, в таких случаях я всегда даю возможность позаниматься в школе. Оценку только за отсутствие компьютера я никогда не снижу.

О зарплате и недовольных

- В прошлом году несколько сотен омских школьников не сдали математику, пересдать смогут лишь нынешней весной, а им, возможно, математика никогда и не пригодится…

   
   

- Отменять ЕГЭ нельзя, этот стандарт экзамена позволяет на всех уровнях просмотреть подготовленность выпускника. Федеральный государственный стандарт предполагает, что ученик будет составлять свой индивидуальный план обучения у тех учителей, предметы которых ему нужны для получения профессии. Но математика, русский язык и история - это те предметы, которые должен знать настоящий гражданин своей страны. Только так мы покажем образованность России. Поэтому мой совет: лучше нужно учить математику!

- Устраивает нынешняя система оплаты труда? Нередко от учителей приходится слышать, что надбавки не всегда получает достойный…

- Возможно, было бы спокойнее, если бы учитель получал фиксированную зарплату. Так было, когда я работал в Казахстане. Не было вопросов, кому дадут больше, кому меньше. Но именно сейчас у учителя появляется возможность проявить себя и, соответственно, заработать больше денег. А насчёт разговоров о несправедливости… Я думаю, в вопросах оплаты труда, и не только учительского, всегда будут возникать споры и будут находиться те, кому эта система нравится, и те, кому она не нравится.

- Если не секрет, сейчас зарплата соответствует тем цифрам, которые озвучивает минобр? Например, учитель в школе может получать от 20 тысяч и выше…

- В среднем, да, соответствует. Не будем вдаваться в конкретику (смеётся).

- Современная школа имеет женское лицо, конкурс тому подтверждение. В чём причина?

- Наверное, удивлю вас, но в гимназии, где я работаю, немало мужчин-учителей. В районах этот вопрос так остро не стоит. Возможно, городских мужчин изначально не устраивает зарплата в школах, может быть, у них другие приоритеты: бизнес, предпринимательство. Но в каких-то конкретных учительских профессиях мужчины просто необходимы. Те же технолог, физрук, информатик… Вот учителем русского языка должна быть женщина. Это моё мнение.

- Физкультуры в школе стало больше, литературы меньше… Кого мы хотим вырастить? Выпускника, умеющего хорошо бегать и не знающего русскую классику?

- Почему физкультуры стало больше? Потому что статистика говорит, что дети стали больше болеть, здоровье ухудшается. Школьников надо привлекать к спорту, это правильно. А то, что уроков литературы меньше… Если семья читающая, то ребёнок будет читать в любом случае, несмотря на количество часов литературы. Основы закладываются в семье, школа лишь помогает развить в ребёнке лучшие стороны.

- Вам всего 27 лет, ученики не дерзят?

- Я не сторонник муштры и не требую, чтобы мои ученики «не дышали» на уроках. Ни к чему хорошему это не приводит. Не для того наши дети идут в школу, чтобы дрожать от страха. Школьник не должен видеть в учителе карателя. В то же время существует грань, которую ученик никогда не переступит, и она будет, если он уважает учителя.

- И ни разу не приходилось повышать голос на учеников?

- Приходилось, конечно! Бывают ситуации, когда в воспитательных целях просто необходимо проявить характер.

- Родителям не жалуются?

- Нет (смеётся). Но я всегда рад общению с семьёй ученика. В современной школе это естественно - прийти родителю и спросить, за что ребёнку поставили «тройку» или «четвёрку»? Только плюс родителям, которые часто бывают в школе.

О подарках и автомобилях

- Как относитесь к подаркам? Знаю случаи, когда родители складываются на сервизы, планшеты, золотые украшения учителям…

- Мне никогда ничего подобного не дарили. Если учитель имеет авторитет, уважение, то таких предложений не будет. Искренне в это верю, потому что я выходец из учительской династии. Букет на 1 сентября - это традиционный подарок учителю. Вот подарку за победу в конкурсе (автомобиль Лада. - Ред.) очень рад. Не только потому, что он имеет материальную ценность, а прежде всего потому, что жюри посчитало, меня достойным такой награды.

Смотрите также: