Кстати, первую часть можно прочесть здесь.
Тем более, что второй день пребывания сплочённой группы журналистов в Черлаке прошёл не менее насыщено и начался он без раскачки. В 8 утра, как и было спланировано заранее, был назначен завтрак, а после активного приёма кофе нас всех ждала насыщенная и специально спланированная программа переездов вдоль границы. Наколесили мы в этот день прилично!
Гостеприимный приём
А первым пунктом программы было посещение семьи пограничника. Благо капитан Владимир Новиков живёт с семьёй в том же самом доме, где и мы разместились на два дня.
Вообще же дома для сотрудников были построены уже в пяти пограничных комплексах на территории Омской области: в городе Исилькуле, в посёлках Полтавка, Черлак, Русская Поляна и селе Одесское. Поскольку они все были сданы по одному проекту, то вывод об условиях жизни в каждом из военных городков можно сделать после посещения одного из них. И стоит сказать спасибо капитану Новикову за гостеприимство. Благодаря ему, мы смогли оценить, что пограничники в нашем регионе живут в очень комфортных и уютных условиях.
Хотя вопрос уюта определяется не столько службой, сколько надёжным семейным тылом. С которым Владимиру очевидно повезло. Жена и двое детей привносят в быт молодой семьи теплоту и необходимое каждому человеку ощущение домашнего очага.
Капитан Новиков служит по контракту уже 12 лет и за это время он сменил не одно место службы. Даже в Эквадоре охранял российское посольство. А вот сейчас вернулся домой, в Омскую область. Чему семья несказанно рада.
Владимир работает начальником смены на КПП «Черлак», несёт службу в органах пограничного контроля на автомобильном пункте пропуска «Ольховка». В любую погоду, в любое время суток он выходит в наряд.
Надо сказать, что живёт семья пограничника весьма аскетично: всегда надо быть готовым к переезду в другой регион, поэтому накупать тяжеловесную и дорогостоящую мебель бессмысленно. Она просто не выдержит множества переездов.
Хотя большого желания куда-то вновь уезжать у семьи нет: хочется, чтобы дети могли получить образование без отрыва от мест учёбы, да и родственники все рядом, все живут в Омской области. Полуторагодовалый Иван готовится в следующем году пойти в местный детский сад, а второклассница Карина с удовольствием ходит в школу, участвует в олимпиадах и увлекается рисованием. Девочка даже прочитала журналистам стихотворение из фильма «Брат-2», чем особенно тронула душу любителей этого культового фильма. Впрочем, и альбом с художественными работами Карины представители СМИ тоже оценили очень высоко.
Как попасть в Эквадор?
И уже перед самым уходом журналисты всё-таки не справились с любопытством и расспросили Владимира Новикова о службе в далёком Эквадоре.
Мало кто знает, что именно сотрудники Пограничной службы осуществляют охрану российских посольств на территории всего земного шара. Хотя это конечно логично: раз территория посольства является частью территории страны, которую оно представляет, то и охранять границы маленького участка России, очевидно, нужно именно пограничникам.
Но для того, чтобы поехать на службу за рубеж, семья пограничника должна пройти специальные 6-месячные курсы и комплексное медицинское обследование. И уже потом 2-3 года глава семьи проходит службу в иностранном государстве, а его близкие живут рядом с ним.
Хотя, там, где политическая ситуация сложная, пограничники не рискуют безопасностью семьи и оставляют родных дома. Но в Эквадоре Владимир Новиков служил с семьёй: благо при посольстве есть русская школа.
Впечатления от испаноговорящей страны у семьи Новиковых остались самые радужные, хотя жить там было трудновато. Жизнь в высокогорье сложна для сибиряков. Шутка ли, дефицит кислорода достигает 30%. Но наши собеседники утверждают, что быстро привыкли к окружающим условиям.
Вооружены до зубов
Когда уже нагло пользоваться терпением и гостеприимством молодой семьи стало совсем неудобно, как раз пришло время ехать в пограничное отделение «Татарка».
Подразделение в Татарке по словам пограничников находится в постоянной полной боевой готовности. Оно и понятно: до границы с Казахстаном считанные километры. Именно здесь нередко останавливали контрабандный груз и ловят наркоторговцев, везущих страшное зелье на территорию России.
А для такой ответственной и опасной службы каждый пограничник должен быть вооружён и экипирован до зубов. Если перечислить все спец-средства, которые есть в распоряжении погранзаставы, то становится понятно, что здесь старались предусмотреть все случаи.
Например, заслон – растянутая на дороге лента шипов остановит любой автомобиль. А вот бронежилет и шлем – это уже необходимое снаряжение для патруля. Плюс к этому в состав экипировки входит автомат Калашникова, пистолет Макарова, а скоро на вооружении будет современный пистолет Ярыгина. Также пограничники используют штык-нож (он пригодится не только в рукопашной, но ещё его можно использовать как кусачки и молоток, в общем, вполне универсальное средство) и сигнальную ракетницу. Когда нет никаких видов связи, а передать сообщение нужно, то ракетница просто незаменима. У пограничников установлены определённые виды сигналов разного цвета, которыми в критической ситуации они могут воспользоваться.
Слегка забегая вперёд, отмечу, что выстрелить из сигнальной ракетницы посчастливилось каждому из нас. Методика стрельбы предельно простая: направлять дуло пистолета нужно вверх, слегка отклонившись от вертикали.
Несколько удивила сила отдачи: то ли автор этих строк неудачно взял в руки ракетницу, то ли просто не ожидал такого существенного удара от такого маленького механизма, но после стрельбы я умудрился слегка повредить руку. И ещё интересно, что подумали представители казахстанской стороны, когда увидели целую очередь разноцветных сигнальных ракет, выпущенную в воздух с российской территории?
Но продолжим о вооружении нарядов пограничников. Ещё в набор входит прибор ночного видения. К сожалению, он используется только в тёмное время суток и днём его включать категорически нельзя, чтобы не испортить. Как говорят сами пограничники, этот прибор не раз выручал их в работе и помогал в поиске нарушителей. Также в перечень вооружения входят два бинокля: один с 8-микратным, а другой с 12-кратным увеличением. К тому же у каждого пограничника есть резиновая палка и наручники – для задержания нарушителей. Хотя пограничники утверждают, что применяют их редко: стараются разговаривать и убеждает нарушителей по-хорошему.
И, наконец, связь: большая часть аппаратуры засекречена, но кое о чём нам удалось узнать. Так, для взаимодействия в наряде используется радиостанция «Гранит». Дальность действия до 40-50 км. Пограничные заставы располагаются в тылу, а наряды служат на границе и дальность сигнала позволяет сотруднику сообщать информацию на заставу. Есть в распоряжении пограничников и транспорт: взору нашего корреспондента предстали два автомобиля «УАЗ Патриот» и сразу два снегохода, для зимнего патрулирования. На такой технике у нарушителей пограничного режима скрыться из виду шансов мало.
Школа следопытов
Да и от пограничной собаки убежать практически невозможно. Я думаю, что трудно найти человека, который не видел, как служебные псы преследуют нарушителей и преступников: телевидение и кинематограф очень любят такие зрелищные сцены. Но вот видеть это воочию действительно захватывающе. Понятно, что для журналистов инсценировали учебное задержание, но пёс отлично справился с заданием: не будь на мнимом нарушителе специального ватника – его мягкие части тела могли изрядно пострадать от зубов служебной овчарки.
Помимо слаженных действий инструктора и служебной собаки на заставе в Татарке нас поразил уголок для следопытов: это специально оборудованный комплекс для отработки навыков чтения по следам. Следы на песке, по словам пограничников, могут много рассказать о своих владельцах: узнать возраст, предполагаемый рост и вес нарушителя можно лишь взглянув на отпечаток обуви, на расстояние между шагами. Также легко опытные следопыты узнают направления следования предполагаемого преступника. Даже если нарушитель пошёл на хитрость и двигался спиной вперёд, то пограничники заметят и это.
В землянке на границе
Обойдя погранзаставу вдоль и поперёк, журналисты грузятся в автомобиль. Нам предстоит поездка непосредственно на госграницу, в пограничный наряд.
Приехав на место озираемся: лес и лес вокруг, ничего необычного. Где-то справа, за деревьями весело пробежала электричка. Желтеющая листва хорошо скрывает даже огромные предметы. Перед нами лесная полянка, где-то на ее окраине, метрах в трёхстах отсюда, проходит граница. Всего несколько секунд быстрым шагом отделяли нас от сопредельного государства.
Ну, как в такой ситуации можно вовремя заметить нарушителя? Совершенно не понятно! Но как только я это подумал, как из-за дерева выглянул мужчина в камуфляже. Откуда он взялся не понятно: ну не с неба же свалился!
Оказывается это сотрудник пограничного управления, который является старшим в наряде. Узнав у нас, что всё нормально, что мы не нарушители, он сделал знак куда-то в пустоту и через секунду из леса материализовались ещё двое молчаливых и бесшумно ступающих пограничников. Где они прятались и как мы их не заметили? Мистика! Хотя на то они и профессионалы, чтобы их не удалось выследить журналистам.
Заходить слишком далеко мы всё же не решились: зачем нервировать пограничных представителей дружественного государства. Зато от идеи расположиться на обед в 200 метрах от госграницы отказаться мы просто не могли. Тем более, что гостеприимные пограничники приготовили для нас отличный плов. Сразу видно, что прапорщик Наиль Хакимов знает толк в рисе: такой вкусный плов получается не у каждого повара.
А после обеда нам открыли «военную тайну», о которой я просто не могу не рассказать нашим читателям. Надеюсь, что вы умеете хранить секреты.
Так вот, у наших пограничников на всей протяжённости госграницы есть специальные землянки для наблюдения за прилегающей территорией. В таких домиках очень аскетичная обстановка: стол, две лавочки, наблюдательные окна, снаружи замаскированные травой. Есть здесь и печь, ведь зимой в этом тайном подземелье очень холодно. И в таких землянках и проходит значительная часть времени дежурства: приходится не отрываясь следить за приграничной территорией, чтобы вовремя заметить перемещения или подозрительных людей.
Железнодорожный надзор
Вообще, конечно, условия для работы экстремальные, но пограничники не ропщут: работа есть работа! Пожалуй, с условиями работы чуть больше повезло сотрудникам управления, работающим на железнодорожном пункте пропуска «Иртышское». Во всяком случае, по лесам им ночью бегать не нужно. Да и место работы размещено компактно: вот оно здание КПП, а вот железнодорожная ветка.
Служба проходит прямо на станции. Пограничники осуществляют пограничный контроль поездов, пересекающих российско-казахстанскую границу. Когда поезд прибывает на станцию, пограничники оцепляют перрон и осуществляют допуск к поезду лишь после проверки документа и наличия билета. Встречающие и провожающие остаются за территорией вокзала.
Пока поезд стоит на перроне, пограничники проходят по вагонам и проводят паспортный контроль пассажиров. В специальный ноутбук с базой данных вводятся паспортные данные каждого пассажира. Однако, если вы не числитесь нарушителем и не представляете угрозы для общества, то бояться вам нечего. В противном случае, сотрудники пограничного управления будут вынуждены вас задержать и препроводить в те самые комфортные камеры изолятора, о которых я рассказывал в первой части своего повествования.
Вместо эпилога
Подводя итог мини-эпопеи, хочу поделиться своими наблюдениями. Не зря же два дня напролёт провёл в компании защитников рубежей Родины.
Первое, за эти два дня нам встречались адекватные, серьёзные и ответственные люди, которые с удовольствием и гордостью рассказывали о своей работе. Понятно, что к нашему визиту готовились, но всё равно можно отметить ту искренность, с которой пограничники рассказывали нам о своей работе. Вообще, по опыту общения с силовыми ведомствами, могу сказать, что пограничники были максимально открыты с прессой. Старались не показывать только действительно засекреченные вещи. В остальном живо реагировали на просьбы журналистов и не отделывались формулировками из пресс-релиза и написанными заранее клише.
Второе, нельзя не отметить тот спокойный профессионализм, с которым сотрудники пограничного управления выполняют свою работу: никто не ропщет на условия труда, хотя всем очевидно, что иногда бывает невыносимо трудно. Попробуйте сами в снег и дождь побегать по лесам в полном обмундировании, да ещё при этом соблюдая все инструкции и вы поймёте суть работы этих крепких нервами мужиков.
И, наконец, третье, я завидую пограничникам. По-доброму завидую, по-белому. Ну, согласитесь, повезло же ребятам: несут святую миссию, защищают Родину от набегов контрабандистов и наркоторговцев, да и работать приходится в прекрасных условиях на свежем воздухе.
Хотя и минусов в работе, конечно, много. Особенно раньше было опасно служить, когда, по словам пограничников, контрабандисты просто зверствовали. Да и сейчас бывают различные неприятные эпизоды. Хотя чаще всего работа превращается в ежедневную рутину. И слава богу: чем меньше приключений будет в жизни пограничников, тем спокойнее всем нам.
Смотрите также:
- "Мы готовили лошадей, чтобы гулять..." - признался Виктор Руппель, директор конезавода "Омский" →
- «Мы готовили лошадей, чтобы гулять…»: признался Виктор Руппель, директор конезавода «Омский» →
- Записки пограничника: корреспондент «АиФ в Омске» два дня отдавал долг Родине →