В этот праздничный день «АиФ в Омске» пригласил к себе Владимира Струнина, председателя совета ректоров вузов г. Омска.
Девальвация образования
- Меняется время – меняются люди. Владимир Иванович, расскажите: какой он, современный студент? Изменились ли студенты за последние годы?
- Изменилась ситуация в России, а студенты остались такими же, как были. Правда, в советское время, когда был госзаказ на специалистов, многое зависело от государственного распределения. Студент, который приходил на учёбу, мог рассчитывать и на место работы. Сейчас ребята в большей степени ориентированы на получение знаний. Они, по их мнению, пригодятся ему для реализации своего потенциала. Но вот где они пригодятся? Степень неопределённости очень высока, поэтому современные студенты отличается тем, что они пытаются получить всё, что даёт университет: знания, опыт, практику. Для того, чтобы в дальнейшем всё это могло пригодиться.
-Скептики говорят о кризисе высшей школы, о падении статуса образования. Как обстоят дела в Омской области?
- Идёт реформа системы образования, и любое новшество непривычно. Сейчас, например, много нареканий вызывает переход на двухуровневую систему: бакалавр-магистр. Специалисты получали более узкие знания, чем нынешние бакалавры. Я сам специалист, инженер-технолог. Для меня нынешняя ситуация непривычна. На самом деле знания, которые сегодня получают студенты, более обширны. Двухуровневая система предполагает более высокую академическую и профессиональную мобильность. Судите сами: мой сын учился в Московском физико-математическом институте, окончил бакалавриат по физике, а в магистратуру поступил на экономическую специальность. Это возможность выбора подготовки. Хорошо, когда уже взрослый человек, проучившийся четыре года после школы, может сделать более осознанный выбор.
- Но ведь Вы не будете отрицать, что наметилась девальвация высшего образования в России?
- Наверное, можно и так сказать. Раньше высшее образование получали от 15 до 25% выпускников школ, поскольку не было коммерческой формы обучения. Сейчас же 85% получают высшее образование. Причём федеральный бюджет финансирует только 30%, а остальные готовы оплачивать собственное обучение. И спрос рождает предложение: появляются новые коммерческие учреждения. Некоторые из них девальвируют общий престиж образования. Что говорить, если сейчас в Омске 39 вузов! А когда я приехал в Омск, их было всего 13, включая два военных училища.
- Студенты жалуются, что развелось много ненужных предметов, которые забываются после сдачи экзамена. Кажется, что их добавляют в программу для количества. Зачем они нужны?
- Такое понимание у студентов было всегда. Скажем, вот зачем мне, физику, философия? Или сопромат, или начертательная геометрия? Здесь нужно понять два момента. Первое: исключить предметы невозможно, потому что есть Госстандарт, который утверждает государство. И перечень предметов студент обязан пройти, чтобы получить диплом. Благодаря новым стандартам, правда, увеличена доля вариативных дисциплин, которые можно менять между собой. Это послабление своего рода: в стандарт можно включать предметы по усмотрению вуза. Из-за этого «лишних» дисциплин стало меньше. К тому же знания того или иного предмета не портят человека. Меня учили шесть лет, заложили знания по многим предметам. И сейчас, куда бы я ни попадал, я понимаю язык специалистов самых разных профессий, и это здорово помогает в работе.
Не выгонять же их!
- На уровне правительства страны обозначили курс на сокращение гуманитарных специальностей и увеличения престижности технических. Понятно, что нужны специалисты в реальный сектор экономики, но что делать абсолютным гуманитариям?
- Насчёт жёсткого сокращения вы погорячились. Действительно, государству столько юристов, экономистов, психологов и педагогов, сколько их обучается, не нужно! Но вот востребованность гуманитарных специальностей не изменилась. Количество бюджетных мест на юрфак сократилось, а показатели приёма остались те же. Похожая ситуация с экономическим, историческим факультетами. Мы каждый год проводим анализ востребованности выпускников, и сказать, что есть кризис с трудоустройством в каких-то отдельных специальностях, нельзя.
-Существует ли коррупция в вузах?
- А что понимать под коррупцией? Я часто слышу это в словах президента, со слов премьер-министра. Потом это транслируется в СМИ, обсуждается. А я не понимаю что это такое!
-Давайте сузим тему до банальных взяток…
- Исключено!
- Абсолютно?
- Абсолютного во всей системе образования не бывает, естественно. Такие случаи бывают, но преподавательское сообщество само отторгает нечистого на руку человека. Этого не скроешь: студенты между собой обсуждают, преподаватели видят, с кем они работают. Если человек в чём-то замечен, то его потихоньку выдавят из этой среды. Мне попались как-то цифры, о том, что в советское время 12% преподавателей занимались репетиторством. Можно ли считать это коррупцией? Во всяком случае, тогда считали. А остальные 88% совсем ведь не причём.
ЕГЭ как индикатор
- А между тем «отключить» вуз от коррупции – одна из причин введения ЕГЭ…
- Это один из мотивов, который пытаются выдвинуть как основной представители политики. К ЕГЭ можно относиться по-разному. Я понимаю так: ЕГЭ – это индикатор. Вот, например, есть сельская школа, где учитель физики преподавал и пение, и немецкий, и физкультуру, а есть городская школа, преподаватель которой квалифицирован. Условия для подготовки разные! Как это выровнять? На основании результатов школьных экзаменов, где велико предвзятое отношение к своим ученикам, сопоставить качество образования нельзя. Зато наглядно видно качество полученных знаний по итогам проведения объективного тестирования. А вот в том, что тестирование исключает коррупцию, я не уверен. В некотором смысле коррупция даже увеличилась!
- ???
- «Натаскивание» на ЕГЭ ушло в школу. Ситуация не изменилась: тренаж в том числе и на платной основе теперь на уровне школы, а не вуза. Вот и все перемены.
- Помимо ЕГЭ у абитуриентов голова болит о правилах приёма в вузы, которые готовит Минобрнауки. Вспоминается ситуация прошлого года, когда министерство изменило список сдаваемых дисциплин в момент, когда абитуриенты уже определились с ЕГЭ и поменять выбранные экзамены было невозможно. Как избежать подобного в этом году?
- Мы должны подчиняться тем правилам, которые диктует нам учредитель. В нашем случае – Минобрнауки РФ. Да, в прошлом году ситуация была не очень приятная, но потом, когда общественность - и вузовская и родительская - обратилась к президенту, в министерстве приняли решение и свели все новшества на нет.
- Много обсуждают слишком большие преференции олимпиадникам и особенно льготникам. Правильна ли такая политика страны или стоит что-то поменять?
- Начнём с более простой ситуации, с олимпиад. Победителем классической олимпиады в советское время был одарённый ребёнок, о котором мечтал каждый вуз. Поэтому это движение пытается возродить Виктор Садовничий, ректор МГУ, чтобы отыскивать самородков со всей страны. Но сейчас количество олимпиад увеличилось, поэтому решено сокращать их и вводить квоты для олимпиадников при поступлении.
- А для льготников тоже квоты?
- Льготное поступление - это одна из форм поддержки людей с ограниченными возможностями. В других странах есть квоты для льготников. И это правильно. У нас на юридический факультет иногда не бывает конкурса, поскольку все места занимают льготники. А они, как правило, имеют низкое качество знаний. И обидно, что люди, имеющие 100 балов по ЕГЭ, не могут поступить на бюджетное место, потому что его занял льготник с гораздо низшими балами. Приходится одарённым детям учиться на платной основе. Мне кажется, было бы правильно наоборот, давать льготникам государственные дотации, чтобы оплачивать коммерческое обучение.
Танец для бала
- Как, будучи студентом, Вы праздновали Татьянин день?
- Честно говоря, в советское время он не отмечался. Это были времена забвения всех старых традиций в системе образования. Хорошо, что праздник возродился.
- В этом году в вузах продуманы какие-то специальные праздничные программы?
- У нас начинается праздник с молебна в храме святой Татияны при университете. После устраиваются студенческие гуляния: игры, песни, пляски вместе с гречневой кашей из солдатского котелка, морсом. Здесь главное – это возможность пообщаться в непринуждённой праздничной обстановке. А день завершается другой традицией – ректорским балом. Это костюмированное мероприятие, куда студенты приходят в вечерних платьях, смокингах. Ректор открывает это мероприятие танцем. Поэтому готовится к балу я стал заранее, оттачиваю танцевальное мастерство…
Досье:
Струнин Владимир Иванович родился 10 января 1953 года в городе Усть-Каменогорск, КССР. Доктор физико-математических наук, ректор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.
Смотрите также:
- Выбор профессии. На кого пойти учиться: на экономиста или биолога? →
- Чего ждать выпускникам-2010 →
- Битва за бюджетное место →