Каждый день утром и вечером омичи, как и жители других регионов, стоят на остановках, ожидая транспорт. Нам нужно добираться на работу и с работы, по тысячам разных дел в самые разные конца города. Маршрутка или автобус? Преимущества маршрутки очевидны – ходят они куда чаще, чем муниципальные автобусы; можно выйти не только на остановке, но и поближе к точке назначения в любом месте, где это не запрещено правилами дорожного движения; кое-куда и вовсе невозможно уехать без пересадок, если ехать не на маршрутке.
С решением подобных вопросов ежедневно сталкиваются миллионы жителей России. И каждому хотя бы раз приходила в голову мысль о том, действительно ли частный транспорт – это спасение транспортной системы? Или всего лишь способ, которым пользуются, чтобы добраться с одного конца города на другой в отсутствие альтернативы?
Пока специалисты городской администрации и общественники занимаются осмыслением и решением вопроса организации транспортной системы, омичи пользуются результатами нынешней работы транспортников. «АиФ в Омске» выяснил, как относятся к нынешней ситуации с частными перевозками сами пассажиры маршруток, и что не нравится жителям города в вездесущих «газельках» больше всего.
1. И холодно, и жарко, и грязно
В маленьких юрких маршрутках порой не лишком приятно находиться внутри. Множество машин на дорогах города – весьма почтенного возраста. Зимой по пути к месту назначения в них легко замерзнуть, летом народ страдает от духоты. Валентина Николаевна рассказала нам, что ей нравится, что на маршрутках можно уехать, когда куда-то спешишь. Но вот внутреннее убранство маршруток не радует.
– Некоторые маршрутки грязные, неухоженные, неуютные. В новых маршрутках приятнее ездить, –считает Валентина Николаевна, пенсионерка.
2. « Какая сейчас остановка?»
Находящимся внутри маршрутки пассажирам зачастую не видно, где она находится в данный момент. Изнутри окна маршрутки затянуты шторками, заклеены тонировочной пленкой и рекламой, зимой на стеклах намерзают слои льда.
Это заставляет омичей нервничать; вытягивать голову, пытаясь заглянуть в единственный просвет перед кабиной водителя или открывающуюся на несколько секунд дверь; внимательно слушать, какие остановки называют, обращаясь к водителю, выходящие пассажиры; пытаться проделать отверстия в намерзшем льду или непроницаемом покрытии на стеклах. Наконец, все это не обязательно помогает. Приходится вместе с соседями устраивать коллективный геолокационный сеанс: как правило, этот способ срабатывает – хотя бы один из пассажиров оказывается способен назвать текущее местоположение.
3. «Стоя можно? Как нельзя?»
Владельцы машин драпируют в них окна наглухо не просто так. В темной маршрутке есть шанс провезти пассажиров без мест, не привлекая внимания сотрудников ГИБДД – за это маршрутчиков ждут штрафы. Ездить стоя любят далеко не все омичи, особенно люди ростом больше 150 сантиметров. Однако в часы пик или в тех направлениях, где с транспортом особенно плохо, даже вариант поехать стоя вызывает ажиотаж. А законопослушные водители, которые отказываются брать на борт лишних пассажиров, порой получают в свой адрес нелестные эпитеты от разочарованных граждан. Тут омичей не поймешь – и ехать стоя не нравится, и не ехать – тоже.
– Не нравится большое количество пассажиров в маршрутках – тесно. И вообще не нравится в них ничего. Автобусы лучше, – говорит Екатерина, 18 лет.
4. Нарушения правил и законов
Увы, ни для кого не секрет – после каждой профилактической операции обнаруживается не по одному водителю в состоянии опьянения. Иногда – не только алкогольного, но и наркотического. Не вдохновляет омичей и соблюдение правил движения водителями маршруток.
– Не нравится больше всего несоблюдение правил ПДД. Почему-то полиция закрывает на это глаза. Это мне не нравится и как пассажиру, и как пешеходу, и как водителю. Говорить, что можно ездить только так – нельзя. Муниципальный транспорт не останавливается на перекрестках, не заезжает на тротуары, не высаживает во втором ряду. И как-то возит людей, – делится переживаниями Владимир, 57 лет.
5. «Водитель! Просили остановить!»
Полезную привычку давать обратную связь на выкрики из салона имеют далеко не все водители. В результате, отправляя в воздух заявку «У библиотеки Пушкина, пожалуйста!» и не дождавшись простого ответа «Хорошо!» или «Остановим!», выйти можно не только у «Маяковского», но даже и на «Главпочтамте». Хорошо, если соседи в маршрутке окажутся сочувствующими – тогда с призывом остановить газель может выступить целый возмущенный хор пассажиров.
Но иногда рядом сидят индифферентные люди – пока ты пытаешься докричаться до водителя с задних мест, они молча сидят впереди. Просьбу остановить кто-нибудь один вежливо передает, когда точка назначения оказывается далеко позади. «Громче говорить надо!» – отвечают раздраженные водители. Иногда это замечание справедливо – у некоторых людей действительно тихие голоса. Но порой причины «глухоты» водителя, который не слышит уверенный бас из салона, остаются загадкой. А иногда загадка пересекается с другой причиной недовольства омичей.
6. Музыкальные впечатления
Громко поющее радио или заводные песенки по вкусу водителя часто мешают ему расслышать обращения пассажиров. В это время сами пассажиры, особенно на местах, расположенных рядом с колонками, испытывают незабываемые музыкальные впечатления. Некоторые не выдерживают: «Потише можно?», – и добиваются снижения звуковой нагрузки. Некоторые молча стараются скорее пересесть с «музыкальных мест».
7. Скандалы
Конфликты в маршрутках возникают по самым разным поводом. Кто-то не рассчитался – встретить гнев водителя предстоит оставшимся пассажирам.
Высказать свое мнение водитель может пассажиру, который попросит его высадить через 100 метров после предыдущей остановки: «Что, раньше выйти нельзя было?».
Битвы из-за сдачи, оброненных на пол монет или «слишком» крупных купюр знакомы всем омичам. Был случай, когда водитель после эмоционального общения с женщиной вышел из кабины и устроил рукоприкладство. И конечно, омичей все это не радует.
– Водители грубоватые – не ко мне, а вообще. У самой у меня не было таких случаев, но сколько раз слышала, как выгоняли – и женщин, и мужчин –незаслуженно. Я сама стараюсь избегать конфликтных ситуаций – лучше промолчать лишний раз. Все это хамство очень плохо вытравляется из сердца, – говорит пенсионерка Валентина Николаевна.
– У меня с подругой был случай – она дала водителю крупные деньги, и ей в лицо кинули мелочь, – негодует Екатерина, 18 лет.
8. Уехать можно не всегда и не ото всюду
Увы, хотя маршрутки закрыли много дыр в транспортной системе по направлениям, где муниципальных автобусов просто нет, в некоторых направлениях уехать по-прежнему сложно.
Например, по вечерам транспорт перестает возить людей в Чкаловск, из района ЖД-вокзала тяжело уехать на Левый берег в сторону «Меги», вечером оттуда же трудно добираться в Старый Кировск… И таких примеров множество.
Здесь омичам остается надеяться только на разумность тех, кто отвечает за организацию транспортной сети в городе. На то, что однажды вопросы будут решены. И решать этот вопрос нужно сверху – сами частные перевозчики вряд ли сумеют отследить проблемы и, что еще важнее, вряд ли бросятся их решать, если это будет не стопроцентно выгодно.
9. Сигаретный дым
Особенно от курильщиков за рулем достается пассажирам на передних сидениях и тому, кто находится непосредственно за водителем. Замечание водителю сделать можно – иногда люди на это решаются, не боясь конфликта. Только толк от этого не обязательно будет. Ведь вопрос по-настоящему никто не контролирует.
– Когда водители курят, это ужасно. Как-то заметили надпись с телефоном, по которому надо было звонить, если водитель курит. Обрадовались, что есть управа. Только телефон странный какой-то был. Присмотрелись – а объявление тюменское. Видимо, человек машину купил и даже внутри не убрал лишние объявления. А в Омске как будто не волнует это никого, – сообщает Анастасия, 24 года.
Светлое будущее
Между тем, в будущем маршрутки ждут изменения. Часть из них уже начались – все больше и больше ходит по улицам города автобусов большой вместимости. Внутри могут поместиться куда больше людей, над головами – поручни, чтобы стоящие могли держаться. Омичам они нравятся – большие, новенькие, чистые.
Маршрутки новые, вот только люди – те же самые. Водители этих маршруток, как и водители желтеньких «газелей», ко своим пассажирам не всегда относятся уважительно. Согласится с этим Дмитрий, которого пытались выгнать из маршрутки без всякой на то причины, и множество омичей, которые если не сталкивались с хамством на транспорте сами, то видели, как под «колеса» плохого настроения маршрутчиков попадают другие пассажиры.
Очевидно, что «светлое будущее» омского пассажирского транспорта настанет не только тогда, когда все маршрутки будут заменены на новые и большие, и не тогда, когда машины, и частные, и муниципальные, будут ходить во все концы города, удовлетворяя потребности омичей в перевозках. По-настоящему что-то может поменяться только вместе с повышением уровня культуры – и пассажиров, и водителей. Кое-чем здесь могут напрямую помочь власти – ведь если водители и пассажиры будут знать, что существует четкая система контроля, и любой их проступок не окажется безнаказанным, поводов нарушать права друг друга у сторон будет куда меньше. А пока омичам приходится отстаивать свои права самостоятельно, встречая на своем пути равнодушное отношение перевозчиков и его последствия в виде курения за рулем, ругани и склок.