Усы напрокат. Как составляются фотороботы

   
   

У Ирины Толкачёвой редкая профессия. Она занимается габитоскопией - составлением фотороботов. Таких, как она, четыре человека на всю Омскую область. Это, наверное, единственная в милиции специальность, требующая художественной подготовки. А габитоскопия, пожалуй, один из самых эффективных методов поиска преступников. Как известно, в летний период увеличивается число грабежей и краж. По словам Ирины Толкачёвой, с этим видом преступлений связан наибольший объём её работы.

- Фоторобот не предполагает стопроцентного сходства, это только выявление типажа, недаром он на профессиональном языке называется субъективным портретом, - говорит Ирина ТОЛКАЧЁВА, эксперт первого отдела экспертно-криминалистического центра УВД по Омской области. - Но без умения рисовать не сможешь правильно наложить светотень, ошибёшься в пропорциях лица, и изображение будет гораздо более далёким от оригинала.

Как в сказке

Это раньше, как нам показывали в кино, фотороботы составляли чуть ли не вручную, приставляя к лицам всевозможные усы, брови, глаза, причёски. Сейчас в этом помогает техника. Однако без участия человека компьютер бессилен.

- Меня всегда удивляет, как герои-эксперты в сериалах фотороботы составляют. Две приметы выяснили - и портрет готов. Да ещё и сходство один в один. А потом к нам, в милицию, приходят люди, которые насмотрелись таких сказок, и надо им объяснять, что кино и жизнь - две разные вещи, - говорит Ирина. - В кино вообще рассказывают много того, что стоило бы оставлять внутри профессии. В нашей стране от этого только спокойнее будет.

«Интеллект на лице»

- Ирина, почему бандиты, которых нам показывают в криминальных передачах и новостях, все как один со злыми лицами? Род занятий способен отражаться на внешности или это просто совпадение?

- Слышали, когда говорят про кого-нибудь «интеллект - на лице». И это не просто шутка. Опыт, который получает человек, имеет свойство отражаться в строении его лица, в его внешности. Особенно заметно отсутствие образования. Но и среди преступников встречаются люди интеллигентной внешности. И очки носят, и причёски. В нашей компьютерной базе данных есть целая папка с различными атрибутами - очками, галстуками, костюмами и тому подобным.

   
   

- А сколько всего человек в вашей базе?

- 35 тысяч фотографий реальных людей самых различных типажей, на основе которых мы составляем фотороботы. Если раньше в неё входили только осуждённые, то теперь и те, кто был задержан, но по каким-либо причинам отпущен. Это очень помогает. Ведь, например, то же мошенничество трудно доказать. Отпустили подозреваемого, а он продолжает своё. База позволяет его вычислить. Недавно владелица мехового салона в крупном торговом центре обратилась к нам с заявлением, что из её магазина пропали две шубы. Выяснилось, что к ней на работу по поддельным документам устроилась женщина, проработала три месяца, а потом уволилась, прихватив с собой пару шуб. Благодаря базе мы её и узнали. Сейчас разыскиваем. Человеческая память нацелена на узнавание, а не на запоминание. Когда мы видим похожее лицо, нам проще сказать, оно или не оно.

Две секунды в деталях

- Рисовать от руки вам сегодня уже не приходится?

- Практически нет. 15 лет назад, когда я пришла сюда работать после окончания худграфа, компьютеры ещё только-только появлялись. Мы рисовали сами. Но работа шла гораздо медленнее. Представьте, нарисовали портрет, а свидетель говорит: «Вот тут нужно поуже, а здесь пошире, и нос вообще не такой». Приходилось стирать всё, начинать с чистого листа. Имевшийся набор элементов лица был очень однообразный, и один фоторобот мог сильно походить на другой. В том и преимущество электронной базы фотографий, что она даёт возможность работать с изображениями конкретных людей и приближать портрет к фотографии.

- Что вы можете сказать про человека, видя его лицо в первый раз?

- Я, наверное, уже не способна просто так на людей смотреть. У меня сразу возникает мысль, как бы он выглядел в фотороботе (улыбается). Ничего не анализирую, просто наблюдаю. Я знаю, за счёт чего лицо можно сделать старше, моложе, как изменить взгляд, какой эффект придают те или иные морщины.

- Ваш супруг тоже работает в милиции?

- Нет, два милиционера в семье - это много (смеётся). Муж - энергетик. У нас двое детей, дочь и сын. Им больше всего нравится меня про разные случаи расспрашивать, а сын любит, когда я со стрельб гильзы приношу.

- Много времени уходит на составление одного фоторобота?

- Иногда хватает 15 минут, а иногда и полутора часов мало. Качество фоторобота зависит не только от профессионализма специалиста, но и от точности описания примет. Знаете, что самое интересное в моей работе?

Когда есть возможность сравнить фоторобот с реальным человеком, чтобы понять, насколько они совпали. За несколько секунд под дулом пистолета человек может запомнить приметы преступника до мельчайших подробностей. Состояние стресса заставляет мозг работать активнее. А бывает, знаешь человека несколько лет, но при описании не можешь назвать самых основных параметров - какие у него глаза, морщины, есть ли усы, родинки на лице, форма ушей и даже цвет глаз. Попробуйте, поэкспериментируйте со своими близкими! Наверняка самые простые вопросы об их внешности вызовут затруднение.

P.S. В качестве эксперимента мы попытались вместе с Ириной составить фоторобот одного из наших коллег. Ирина оказалась права: работая вместе несколько лет, мы с трудом за полтора часа смогли охарактеризовать черты его лица. Но эксперимент завершился благополучно: глядя на полученный фоторобот, сотрудники редакции, улыбаясь, говорили: «Действительно похож!».

 

Так наш коллега выглядит в жизни и таким мы его описали

Смотрите также: