Теперь максимальные наценки на социально значимые группы товаров будет регулировать государство. К основным новшествам также можно отнести сокращение сроков возврата денег за поставленный товар, ограничение бонусов для ритейлеров и отмену обязательной сертификации на продукты питания и косметику.
Мамой клянусь
Сотрудники центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства (ЦБППРиИАЗ) УВД по Омской области уже готовятся к наплыву жалоб от населения.
Олег КУЗЬМЕНКО, заместитель начальника ЦБППРиИАЗ:
- Теперь предприниматели могут представлять собственные доказательства качества того или иного товара, будь то мясо, молоко или крем для лица. Продукты должны иметь лишь декларацию соответствия, которую составит производитель. До этого обязанность проверять продукцию в лабораториях лежала на сертификационных центрах. Конечно, есть предприниматели, которые дорожат своим именем и держат собственный штат лаборантов, но много и таких, кто, не задумываясь, отправит на прилавки некачественный товар.
Главная проблема в том, что теперь милиция не имеет права снимать с продажи такой товар без собственноручно составленной потребителем жалобы. Выходит, что пока человек не съел испорченную селёдку, не полежал с отравлением в больнице, не пришёл после выписки в центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка - никаких действий предприниматься не будет. Задачка для второго класса: сколько ещё человек за это время успеет купить некачественную рыбу?
Специалисты по сертификации тоже хватаются за голову. Пока у них на руках нет ни одного документа, который бы регламентировал новый порядок работы.
Ирина НЕМЧАНИНОВА, специалист по сертификации:
- Принесёт нам предприниматель свой протокол, и мы будем обязаны его принять, поверив на слово, даже если бумага написана «на коленке за углом». После чего в течение трёх лет надзорные органы не будут иметь законного права проверить производителя этого товара. А через пару лет он сменит название, потом ещё раз. И что мы получаем? Пожизненную бесконтрольность! Страшно даже подумать, к чему всё это приведёт.
- Мы понимаем, что закон преследует благую цель - помочь предпринимателям сохранить и развить бизнес, - говорит Олег Кузьменко, - но есть же и другие механизмы. К примеру, можно было бы упросить процедуру регистрации для точек уличной торговли, а то получается, что для того, чтобы поставить палатку и торговать фруктами-овощами в летнее время, человек должен собрать больше бумаг, чем если бы он открывал стационарный магазин.
Скажите нам «да»
Кстати, права стационарных магазинов закон наоборот расширил. Если вы захотели открыть магазин - надо принести единый пакет документов в муниципальный орган. Тот в течение трёх дней обязан выдать свидетельство о праве на работу. Что касается киосков, палаток, лотков - тут сложнее. Чтобы стать хозяином такой маленькой «точки», необходимо предоставить расширенный список бумаг. Если власть посчитает ваш бизнес жизненно важным для населения, то соблаговолит сказать да. Против несанкционированной уличной торговли начали открытую войну. И всё бы хорошо, боремся за качество. Но где гарантии того пресловутого качества при отмене необходимых сертификатов?
Так, например, Роспотребнадзор по Омской области никаких указаний о новом порядке работы из федеральной службы пока не получал. Впрочем, на работу с обращениями граждан это не окажет никакого влияния - как проверяли документацию на товар и оценивали продукт по критериям «съедобное-несъедобное», так и будут.
- Чем вызван новый закон о торговле - понятно, здесь важную роль играет презумпция добросовестности производителя, - комментирует Елена ДАЙРУКИНА, пресс-секретарь управления Роспотребнадзора по Омской области. - В том же европейском сообществе есть добровольная сертификация, но между тем есть и жёсткие меры. И если производитель гарантирует качество продукта, а потом попадается на том, что это качество не соответствует стандартам, он лишается права заниматься этой деятельностью. Думаю, в дальнейшем у нас такие моменты будут продуманы.
Запретить что-то нашим предпринимателям, похоже, нереально. На них можно только пожаловаться. Написать заявление в общество защиты прав потребителей с просьбой проверить всю партию некачественного товара.
И вовсе не вино
В прошлом декабре был случай отравления омича некачественным вином. Если честно, то по вкусу и цвету оно вообще мало напоминало благородный напиток. Экспертиза суррогата показала несоответствие стандартам в плане…
Превышенной нормы сахара. Конечно, навряд ли углеводы вызвали бы у человека острое отравление, однако Роспотребнадзор партию с продажи снял. Увеличатся ли в городе партии такого некачественного товара, будь то вино или пресловутая селёдка, - увидим совсем скоро. Жаль только, что не все горожане, попав с отравлением в больницу, желают восстановить справедливость. «АиФ в Омске» обещает следить за ситуацией на рынке.
Алексей ПРОВОЗИН, вице-президент Омского областного союза предпринимателей:
- Это решение - стрельба из пушки по воробьям. Проблема сложная, и, если при локальном рассмотрении новые правила можно назвать верными, пока неясно, к чему они приведут. Для потребителей формальным показателем качества всё ещё остаётся сертификат, ибо он выдаётся при санитарно-эпидемиологическом заключении. Однако эта процедура сложна, дорога и утомительна именно для малого бизнеса, а крупные производители, у которых целые отделы этим занимаются, будут продолжать сертифицировать свою продукцию.
На мой взгляд, опасения экспертов относительно того, что на рынок хлынет некачественная продукция, обоснованы. Бал правит не производитель, а каналы донесения товара до потребителя. В России эти каналы нецивилизованные, по ним некачественные товары и будут поступать. И если крупные торговые сети будут отслеживать качество своих товаров, то на мини-рынках, лотках куда больше шансов купить некачественную продукцию.
Смотрите также:
- Омским пьяницам потеряли счет. От антиалкогольных законов пить не перестали →
- Победит ли закон: в Омске можно купить алкоголь в запретное время →
- Киоск-ресторан: На остановках города сократили торговлю пивом →