Педагоги готовы предостеречь, но если проводить лекции, то можно вызвать к теме суицидов ненужный интерес. Родители также против такого предмета. Опять же, опасаясь популяризации и обратного эффекта. Против и психологи, считающие, что детям нужно нести что-то жизнеутверждающее, а не сплошной деструктив. Но что же делать? Разбирался корреспондент «АиФ в Омске».
Напасть
Недавняя информация - под Омском от удара током погиб школьник. Вроде бы случайность. Но произошло несчастье в четвёртом часу утра, когда все спали, а последний запрос парня в Интернете касался того, что испытывает человек при ударе током. Сейчас следствие выясняет, состоял ли погибший в так называемых группах смерти.
Заговорили о волне детских самоубийств в прошлом году. В ноябре был арестован житель подмосковного города Солнечногорска некий Филипп Будейкин, работавший по ником Лис. Он дал развёрнутое интервью представителям СМИ, шокировав своими признаниями: 17 подростков погибло по его вине. Будейкин цинично утверждал, что «есть люди, а есть биомусор», значит, его надо уничтожить.
О группах, где детей готовят к суициду при помощи «мотивирующих» постов и серии заданий, которые они должны выполнить, чтобы перейти к следующему этапу, стало известно на год раньше. В 2015-м в Омске правоохранители вышли на 13-летнюю девочку (ник Ева Райх), которая вела сразу несколько суицидальных групп. Она это называла шуткой и игрой.
В 2016 году самоубийства совершили 760 подростков. С начала 2017-го в сообщениях от Владивостока до Калининграда - рассказы о жутких детских смертях.
Теперь, помимо всем уже известной суицидальной интернет-дряни, появились опасные жвачки. На их упаковке надписи с призывом начать вроде бы невинную игру. Её название «Правда или действие». Предлагается либо дать честный ответ на какой-то вопрос угостившего резинкой, либо, в случае отказа, совершить какое-либо действие. На самих обёртках задания, к примеру: «Что надо сделать перед смертью? Поделись ответом в Сети». Опасный продукт обнаружен в магазинах Калининграда, Оренбурга, Владивостока, Краснодарского края, Сахалинской области и в Омске. В Ханты-Мансийском округе, как только узнали о подобной гадости, взрослые кинулись в магазины проверять полки со жвачками - зачем испытывать судьбу?
В соцсетях родителей предупреждали о том, что в России готовится атака так называемых групп смерти на детей
Такая жвачка появилась в продаже в феврале, когда в соцсетях родителей предупреждали о том, что в России готовится атака так называемых групп смерти на детей. Якобы 12 марта будет дана команда на самоубийство подростков по всей стране.
Дырка в законе
Пока взрослые зарабатывают деньги, чтобы прокормить семью, детей беспощадно уничтожают администраторы соцсетей. Они знают, что доказать вину по статье 110 УК РФ (доведение до самоубийства) бывает очень сложно, а формулировки, что произошло это с помощью социальных сетей, вообще нет.
Ирина Яровая, руководитель группы по вопросам противодействия суицидам среди несовершеннолетних, вице-спикер Государственной Думы РФ, заявила, что в предстоящих поправках в Уголовный кодекс предлагается расширить перечень действий при доведении до суицида. Это позволит привлекать к ответственности создателей и администраторов интернет-сайтов. На коллегии министерства внутренних дел президент Путин поддержал такое решение депутатов.
Зло будет наказано - уже хорошо. Но что делать сейчас? Смертоносный контент развивается. Подумали о том, что нужно ввести «комендантский час». Большой тройке операторов предложили поразмыслить о введении повременного пользования интернет-услугами для несовершеннолетних. Но как распознать, что сейчас перед экраном сидит подросток?
К решению проблемы подключились сразу же все силы криминальной полиции, отделений по делам несовершеннолетних. Сотрудники занимаются мониторингом ситуации, выявлением «групп смерти», а также подростков с проблемной психикой. Но нельзя же создавать под каждый вид преступлений новую структуру. К проблеме подключились все субъекты профилактики. Но дело в том, что администраторы «групп смерти» далеко не дураки и обучают своих жертв, как зачистить компьютер, чтобы после смерти следов не оставалось. Полномочия по закрытию смертоносных сайтов есть у прокуратуры и Роскомнадзора, но такой интернет-гадости оказалось слишком много.
В обществе тема смерти табуирована
Как рассказал Сергей Руденко, замначальника управления организации деятельности участковых оперуполномоченных и по делам несовершеннолетних УМВД РФ по Омской области, по данным полиции, в Сети насчитывается около 300 групп с названием «Море китов», более 450 - с названием «Тихий дом». Руководитель отдела криминалистики Следственного комитета РФ по Омской области Иван Козлов говорит, что в прошлом году по 4300 адресам найдены подтверждения противоправности размещаемой на них информации. Правоохранители отмечают, что в последнее время призывы к суициду всё больше распространяются посредством личных сообщений. Справиться с таким потоком весьма сложно. Недавно стали появляться кибердружины, есть такие и в Омской области. Огромную работу взял на себя «Гражданский патруль».
Излишне бдителен?
Не пора ли в школах читать лекции по суицидологии? Только вот рассказывать, например, детям, что самоубийство - процесс необратимый, а его идеализация - миф, педагоги категорически против. Да и в обществе тема смерти табуирована. Есть, правда, сторонники того, чтобы называть вещи своими именами, ведь информируют же в школе о вреде абортов и наркотиков. Но таковых крайне мало. Кто же будет говорить на суицидальную тему? Существует всё же предел компетенций. Вроде бы система образования берёт на себя ответственность следить за контентом на уроках, но дети онлайн круглосуточно.
На сайт Роскомнадзора можно обратиться с жалобой
Раньше в законе об образовании была фраза: «Первыми педагогами для ребёнка являются его родители». Но видят свою роль в воспитании многие папы и мамы так: в угол и ремня, забрать все телефоны и планшеты, отключить Интернет, запретить и наказать.
Суицидологи говорят, что в 90% случаев самоубийств или попыток покончить жизнь не было, если бы рядом оказался человек, который сказал: «Да, я понимаю тебя». Речь идёт об эффективности коммуникаций в семье, ведь родители обязаны заниматься детьми. Психологи также против лекций по суицидологии, они предлагают беседы о жизни, взаимоотношениях, любви. А вот родителям рассказывать об этом надо!
Стали чаще ругать СМИ за то, что они чересчур активно начали говорить о суицидах среди подростков. Но где СМИ и где несовершеннолетние? Дети уже давно сидят в соцсетях; на ТВ и уж тем более на газеты им плевать. Информация эта, опять же, для взрослых. Любые нацарапанные на руке символы уже не проканают, как это случилось в феврале 2017 года в Омске. 13-летние подруги, вступив в суицидальные группы, вели переписку, которая могла закончиться трагически. Мама одной из девочек как раз такой символ увидела и забила тревогу. Рисуют, как правило, китов - говорят, что по неизвестным причинам эти исполинские обитатели океанов могут выбрасываться на берег. На этом свойстве пытаются сыграть организаторы опасных групп.
От редакции. Кажется, что с этой заразой подростки потихоньку стали справляться сами, и у них есть программа действий. Они призывают: если ты видишь, что твой друг подписался на такую группу, спроси, что с ним, помоги, а если сам не можешь - иди к взрослым, привлекай внимание, спаси. Спрос должен быть с родителей: дети - их ответственность, и с государства - почему нет современного закона? Дата последней правки статьи о доведении до самоубийства - 1960-е годы.
Кстати
Ст. 110 УК РФ
Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего наказывается ограничением свободы на срок до трёх лет или лишением свободы на срок до пяти лет.
Кибердружина Омска
«Межрегиональная общественная организация защиты прав потребителей «Гражданский патруль» имеет большой опыт работы с обращениями граждан. Для этого нами был разработан программно-технический комплекс «Гражданский патруль», включающий в себя мобильное приложение, сайт и серверную часть, где, собственно, обращения граждан автоматически превращаются в жалобы и направляются в нужные инстанции, - говорит Ростислав Антонов, председатель правления «Гражданского патруля». - «Группами смерти» мы занялись после гибели подростка в Воркуте в начале февраля 2017 года, поиски которого мы в тот момент вели. Выяснилось, что один из убивших его сверстников состоял в группе, пропагандировавшей убийства.
За это время мы приняли более 3000 обращений и заблокировали более 2000 опасных сообществ. Тут речь идёт и о больших группах с десятками тысяч участников, и о группах из нескольких человек.
Поиском занимаются наши волонтёры, а юрслужба направляет обращения в Роскомнадзор, администрацию сети ВК и при необходимости в полицию».
СМИ раздувают проблему
Екатерина Спехова |
«Это больная тема, когда из детей из «групп смерти» делают народных героев. В СМИ это сильно будируют. Последний случай - девятиклассник выложил видео в Интернет, и все СМИ подхватили. Неужели мы не можем никак повлиять на прессу? СМИ плодят Еву Рейх. Появилось ещё шесть таких, как она, - считает Екатерина Спехова, директор городского департамента образования. - Школа здесь ни при чём. В соцсети они выходят не из школы, а из дома. Самая большая проблема сейчас, чтобы родители помогли нам и начали проверять у детей соцсети, смотреть, как они общаются и с кем. В школах проводим родительские собрания, обращаем внимание родителей на такие группы и просим их способствовать нам, потому что мы одни не может ничего сделать. Те родители, которые приходят на собрания и хотят помочь своим детям, всё это знают. А некоторые родители спрашивают: «Что вы видите в этом страшного?» Мне от этого становится реально не по себе».
Жизнь бесценна
Галина Никишева |
Галина Никишева, психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Забота»:
«Суицидальные попытки могут быть в любых семьях. Всё зависит от психологического климата в семье, насколько ребёнок считается развитой личностью, насколько у него твёрдая жизненная позиция. Такая склонность может быть у детей с акцентуациями характера, депрессивными состояниями, повышенным уровнем тревожности и мнительности. Рискуют и те, у кого кто-то из родных совершал суицид.
Многие самоубийства связаны с потерей либо с давлением. Например, из страха не выполнить возложенные обязательства перед родителями, педагогами, сверстниками.
Я работаю со страхами и могу сказать, что смерти начинают бояться лет с 10. Что рассказывать о суициде? У школ нет такого ресурса. Сейчас очень много информации, и, на мой взгляд, когда чему-то приписывают ценность, для ребёнка это тоже становится ценным. Лучше рассказывать детям о том, как многогранна жизнь. У меня есть программа «Жизнь бесценна» - мы с несовершеннолетними расширяем кругозор, знакомимся с новым и интересным».
Нужна альтернатива Интернету
Михаил Вивчар |
Протоиерей Михаил Вивчар, секретарь Омского епархиального управления:
«Без Интернета уже нельзя жить. Неужели детей трудно привлечь не только чтобы следить за происходящим в Сети, но и для повышения своего интернет-профессионализма? Надо, чтобы ребёнок чтил родителей и занимался домашними делами или в кружках. И у него не будет времени внедряться во Всемирную Паутину и губить себя дальше. Нужно воспитывать ребёнка, а в воскресенье приводить его в храм. Тогда он не будет заинтересован в ненужных вещах. Надо научить ребёнка первоочередному - заботе о собственной душе, а мы губим душу, и дети сидят в айфонах.
Вместо того чтобы воспитывать ребёнка - в воскресенье родители на даче, на рыбалке или в клубах. Надо быть с детьми, а не плакать перед Богом, что потеряли их. Ребёнок - это не наша собственность. Нужно дать ему путёвку в жизнь».
Смотрите также:
- Елена Мизулина: «Нынешняя молодёжь путает свободу и вседозволенность» →
- Мир детства под угрозой. Чего не хватает юным омичам? →
- В Омске в 2 раза увеличились случаи детского суицида →