Ресурс для НКО. «АиФ. Доброе сердце» обучает регионы

Владимир Казионов / АиФ

Благотворительная деятельность – работа не всегда благодарная. Большая часть организаций, будь то центры паллиативной помощи, фонды, общества инвалидов вынуждена жить за счёт государственных грантов.

   
   

Мало того, что эти средства крайне ограниченны, так их ещё можно и не получить. За каждый рубль надо отчитываться, а траты могут быть совершенно различные. И хорошо, если есть специалисты, работающие на добровольной основе.

На помощь омским общественникам приходит фонд «АиФ. Доброе сердце», рассказывающий, как искать средства, как избежать трудностей в работе и как эту работу организовать. Послушать иногородних и омских экспертов собралось более 30 общественников из самых различных организаций.

Сотрудники фонда прибыли в Омск в рамках реализации своего проекта «НКО в ресурсе», направленного на поддержку общественных организаций, занимающихся медицинской помощью. После Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга фонд направился в Сибирь – укреплять сотрудничество с некоммерческими организациями. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Ресурс для всех

Команду из Москвы приняло у себя БУОО «Региональный центр по связям с общественностью». Учреждение, регулярно предоставляющее место для общественных и политических мероприятий, уходит корнями глубоко в своё прошлое, сперва как Дом политпросвещения обкома КПСС, а потом как Общественно-политический центр уже в современной России.

Послушать работников фонда пришли представители самых различных организаций. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Помощь в проведении мероприятия команде благотворительного фонда оказывала известная омская общественница, руководитель Центра развития общественных инициатив Зинаида Тикунова. Бывшая оппозиционным советской власти народным депутатом на самом закате СССР, а затем членом областной Общественной палаты ветеран некоммерческой деятельности занимается всесторонней поддержкой благотворительных организаций. Многие из омских НКО возникли и окрепли именно благодаря ей.

При такой мощной поддержке и работал коллектив фонда «АиФ. Доброе сердце» состоящий из директора по стратегическому развитию Светланы Горбачёвой, специалиста по внутренним коммуникациям Марины Пузановой, руководителя группы адресной помощи Татьяны Аникович, юриста по работе с обращениями группы по сопровождению семей Виктории Холодовой, руководителя группы сопровождения семей Анастасии Юркиной и ведущего специалиста по внешним коммуникациям Таисии Сарсгян.    
   

СОНКО: кто они?

Наиболее чувствительны к собственному финансовому положению социально-ориентированные некоммерческие организации. Под эту категорию попадает множество организаций: ассоциации матерей-одиночек, онкобольных, правозащитников, ветеранов, отделения Всероссийского общества инвалидов, профсоюзы… Список можно продолжать очень долго.

Но даже среди них можно выделить тех, кто нуждается в финансировании в первую очередь. Речь идёт о благотворительных фондах, занимающихся полезной деятельностью для наиболее уязвимых слоёв населения: паллиативных пациентов, детей с врождёнными тяжёлыми заболеваниями, инвалидов. Представители этих организаций пришли на форум перенять опыт у своих столичных коллег.

Те, кто не смог присутствовать лично, подключились дистанционно. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Всё начинается с рубля

Директор по стратегическому развитию фонда «АиФ. Доброе сердце» Светлана Горбачева - ас своего дела. Набранным за 17 лет работы в сфере фандрайзинга опытом благотворительности она поделилась с представителями омских НКО. Эксперт привела следующую статистику: пандемия сильно сплотила российский народ. У людей возник интерес к благотворительной деятельности.

О чём это говорит? О том, что деятельность НКО не забыта и высоко оценивается. Таким образом, у благотворительных организаций разного калибра имеется возможность находить доноров, за счёт которых можно вести свою деятельность и далее и даже расширять её.

Фандрайзинг, как и любая другая рабочая деятельность, нуждается в экспертизе. Где её взять? Можно нанять работника, хоть это и будет дорого стоить. Можно найти внештатного советника, готового помогать. Можно обучить этому уже имеющегося в штате специалиста. Но, в любом случае, эксперт должен быть.

Нельзя забывать о выстраивании коммуникаций с донорами. Всегда должна вестись рассылка, напоминающая людям о том, на что они тратят свои деньги – в противном случае человек может просто отказаться от пожертвований. Вряд ли он сильно от этого потеряет, а вот для фонда из трёх человек потеря может оказаться слишком большой.

От рубля к техническим средствам

Кто как никто другой знает, как выделяются технические средства реабилитации? Тот, кто занимается этим. Начальник отдела социальных программ регионального отделения ФСС РФ Елена Горст напомнила общественникам о том, как правильно запрашивать у государства помощь на получение протезов, инвалидных колясок, тростей, противопролежневых матрацев и прочего. Тема проблемная и вызвала множество вопросов.

Наиболее важные моменты семинара общественники фиксировали как письменно, так и на камеру и диктофон. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

В качестве одного из таких можно отметить, например, то, что государство не берёт на себя обязанности обменивать выданные людям средства. Например, не подошла инвалидная коляска, а документ о приёмке уже подписан, поэтому пользуйтесь столько лет, на сколько выдали. Поэтому всегда нужно сначала проверять, а потом только ставить подпись.

Если же чего-то нет в наличии, то придётся подождать, пока государство закупит нужные средства. Либо покупать самостоятельно и потом подавать заявление на компенсацию. Компенсация предусматривается в полной сумме, но вряд ли госслужба будет сильно рада приобретению инвалидной коляски стоимостью с небольшой автомобиль.

В полемику с представителем ФСС вступил присутствовавший на мероприятии руководитель БЦПД «Радуга» Валерий Евстигнеев. Благотворительный центр очень хорошо знаком с реальной ситуацией в области обеспечения тяжелобольных детей средствами лечения и реабилитации, когда представитель поставщика буквально заставляет подписывать документы.

«Когда родители приходят на комиссию, где им говорят про коляску, они согласны. Но когда эту коляску привозят, родители её использовать не могут (колёса маленькие, например, и по деревне просто не проедешь). Если они заикаются об обмене, поставщик им говорит: «Либо берите, либо отказывайтесь вообще, потому что вам другую не выдадут», – привёл пример Валерий Евстигнеев.

Стоит отметить, что виноваты и сами родители, которые боятся «важных людей» и подписывают всё, а потом эти ТСР годами пылятся на балконах и в кладовках. Елена Горст подтвердила: ничего нельзя подписывать без «примерки», что бы ни говорили представители поставщика. А о размерах/форме/предназначении той же коляски должны разъяснять на комиссии МСЭ. Но многие этого не знают или не запомнили вовсе, что им говорили. Обменять ТСР можно только при изменении параметров: человек сильно поправился (похудел, вырос): изменились физические данные, надо менять ИПРА (индивидуальную программу реабилитации и абилитации) и тогда можно будет заказать новую коляску.

Детский паллиатив: страшно и нужно

Ещё одной тяжёлой темой была паллиативная помощь для детей. О ней рассказала главный внештатный детский специалист по паллиативной помощи минздрава Омской области Виктория Мальгина.

Надо помнить, что конечная цель паллиативной помощи, как бы мрачно это ни звучало – это лёгкая смерть для пациента. Мало кому понравится, что его морально и физически подготавливают встретить свой конец, пусть даже паллиатив и направлен на то, чтобы человек уходил без сильных страданий. Особенно чудовищно по этой причине звучит словосочетание «детская паллиативная помощь».

По словам эксперта, для детей, страдающих от неизлечимых болезней, предназначено 20 койко-мест по области: 10 из них в городской детской больнице № 4, другие 10 – в центральной районной больнице Кормиловки. Если раньше паллиативные дети из больницы не выходили, там и заканчивая свой жизненный путь, то сегодня есть другой пусть: детей по возможности отправляют домой с медицинским оборудованием, где они проводят время на попечении своих родителей. При этом, что важно, любой родитель паллиативного ребёнка может на время госпитализировать сына или дочь на так называемую социальную передышку: уехать с другим ребёнком, например, на отдых, самому заняться обследованиями, и т. д.

«Если раньше родители этого боялись и ни за что не хотели оставлять ребёнка одного, то сейчас они уже всё знают, поэтому спокойно госпитализируют детей в наше отделение», - рассказала Виктория Владимировна.     

Кстати, паллиативным детям и взрослым неплохо помогают благотворительные организации (как, например, фонд «Обнимая небо» много лет работает с хосписом для взрослых), а детскому отделению в ГДКБ-4 регулярно помогают омские предприятия, например, НПО «Мир».

Кейс с кейсами

Кейс-подход давно и успешно зарекомендовал себя как удобный инструмент для выполнения конкретных задач. Поэтому неудивительно, что он востребован и в социальной работе. Об этом рассказала лично руководитель группы сопровождения семей фонда «АиФ. Доброе сердце» Анастасия Юркина.

Сопровождение семей разделяется на составление индивидуального маршрута и на собственно разработку кейса. В первом случае работа проводится в рамках первичного обращения – выясняется, есть ли возможность получить помощь от госструктур в лице медицинских учреждений и соцслужб, затем – направление в благотворительные организации.

Семинар затронул многие важные темы. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Дальше подключается работа следующего уровня – юридическое сопровождение, работа с психологом, медицинская экспертиза. По такой нехитрой схеме и предлагается работать некоммерческим организациям. Ситуационный анализ позволяет оптимизировать деятельность и упростить её ведение, но в таком случае потребуется наличие кейс-менеджера – человека, который будет заниматься собственно анализом. Анализом чего? Всего. От ситуации клиента или благополучателя до ресурсов организации, города, района. Немаловажно и сопровождение клиента.

Но есть и проблемные места. Поскольку такой метод работы подразумевает то, что благополучатель будет делать всё сам по заготовленным инструкциям, он может быть и не готов к самостоятельной работе с медучреждениями, с соцслужбами. Здесь снова стоит вспомнить про роль психолога в кейс-подходе – вряд ли люди просто так обращаются в благотворительные организации.

Тихий голос общественности

Коммуникативистика традиционно рассматривает третий сектор как проблемный. В самом деле, у НКО нет таких ресурсов, как у бизнеса, государства или политических организаций, поэтому приходится двигаться напролом, зачастую – наощупь. Стоит отметить, что об НКО зачастую либо неправильно думают, либо ничего не знают вообще. Тут на помощь омским общественникам пришла старший специалист по внешним коммуникациям фонда «АиФ. Доброе сердце» Таисия Саргсян.

Эксперт наглядно показала общественникам, как нужно привлекать людей и как сделать так, чтобы их не отпугнуть. Коммуникации для НКО – столь же важный ресурс, как и деньги. Известность позволяет привлечь внимание к конкретным проблемам, привлечь новых доноров и партнёров, сформировать свою аудиторию и воспитать в людях привычки к участию в благотворительной деятельности.

Каналы коммуникаций для некоммеров почти ничем не отличаются от таковых для любой другой организации – социальные медиа, веб-сайт, рассылки для доноров и просто сочувствующих, периодические издания, СМИ и публичные мероприятия. Работа с ними всегда выстраивается по стандартной схеме, которую знает любой работник пресс-службы или СМИ. Немаловажно также привлекать к распространению информации селебрити – не каждый согласится публиковать у себя информацию о благотворительности или, как минимум, просто полезной социальной работе, но это определённо принесёт свои плоды.

СМИ и другие сказочные персонажи

Простую истину о том, насколько важны неформальные каналы коммуникаций, общественникам напомнила главный редактор «АиФ в Омске» Ольга Коробова. Редакция газеты готова идти навстречу НКО и готовить материалы о вопросах насущных, если к этому готовы сами организации. Главное – сообщить о себе, заявиться погромче. «Если человек относится к своей работе ответственно, он и в своих собственных социальных сетях выставит материал. Не только в социальной сети СМИ, но и на своей личной страничке. У журналистов круг общения большой, и эти друзья волей-неволей увидят и прочтут», – напомнила и о личной ответственности журналистов перед общественностью главный редактор.

Главный редактор БЦПД «Радуга» Сергей Михневич высказался о мероприятии положительно: «Убедились, что многое из услышанного мы уже применяем в своей деятельности – в этом плане было важно (и приятно!) получить подтверждение, что мы на правильном пути. А с другой стороны, узнали много интересных и новых для нас приемов, которые можно использовать. Точно знаем, что такие лайфхаки станут позитивным импульсом для собственных планов и идей».

В то же время он отметил, что у его работы очень своеобразная специфика.

«Истории детей все сложные, и далеко не все СМИ их берут. У нас была девочка с онкологией. Я почти всем коллегам предлагая сделать материал на эту тему = процентов 80 отказались. Она умерла, и вот об этом все СМИ написали», – недвусмысленно намекнул общественник на заинтересованность большинства масс-медиа в информационной работе вокруг сложных, тяжёлых кейсов.

Представители известного в Омске благотворительного центра помощи детям «Радуга», несмотря на свой колоссальный опыт, тоже пришли послушать гостей из Москвы. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Опора и поддержка

Некоммерческие организации продолжают свою работу точь-в-точь как коммунальные службы – и в снег, и в град, и в шторм. Им важна всесторонняя поддержка тех, кто, сам того не зная, может на следующий день обратиться к ним. Поэтому деятельность благотворительных фондов ценится на вес золота – особенно тех, кто занимается поддержкой и просвещением своих коллег.

Работники фонда «АиФ. Доброе сердце» отправились по России выполнять свою миссию дальше. Омская общественность же, почерпнув новые знания и сделав какие-то выводы, вернулась к своей работе, продолжая незримым фронтом стоять на страже интересов самых различных социальных групп. Жизнь продолжается дальше.

Пускай в третьем секторе у нас «поле непаханое», важно то, что это поле активно осваивается. Проделана колоссальная работа, но впереди ждёт ещё больше дел. И чем больше по итогам проведённого москвичами мероприятия к нам придёт представителей СОНКО, желающих рассказать о своей деятельности, тем лучше и для них, и для нас.