В Омской области выстроена целая система дошкольного образования, созданы условия для развития детей от года и старше: центры раннего развития, кружки, спортивные секции и прочее.
Насколько эффективна система дошкольного образования малышей и какая роль отводится в ней родителям, корреспондент «АиФ в Омске» узнал у к. п. н., доцента Омского государственного педагогического университета Екатериной Намсинк.
Цветы жизни или сорняки на обочине?
Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Екатерина, каких семей сейчас больше: заинтересованных в дошкольном образовании своих чад или не занимающихся детьми совсем?
Хочу отметить, что не следует слишком интенсивно развивать ребёнка. Были проведены исследования, которые показали, что такие дети «перекормлены» информацией, и после двух первых лет учёбы в школе у них снижается успеваемость, теряется интерес к получению знаний.
- Основная нагрузка в нелёгком деле развития малышей ложится на мам. Их надо как-то поддерживать, помогать им? Может ли помочь сертификат на допобразование?
- К идее сертификата я отношусь положительно. Но, с другой стороны, для решения всех задач развития недостаточно ни детского сада, ни центров раннего развития, ни кружков. Родитель не может самоустраниться из процесса - он ключевое звено. Я встречала матерей, которые проходили курсы по Монтессори-педагогике, но это требует немалых финансовых затрат.
Также женщины могут поступить в педагогический университет и пройти переподготовку. Большую роль здесь играет степень заинтересованности родителей в получении дополнительной информации и навыков.
- Сейчас центры раннего развития растут как грибы после дождя. Все они разные и не всегда подходят под требования родителей. Как выбрать центр, в котором точно не навредят ребёнку?
- Необходимо понимать, что сфера раннего развития коммерческая, она очень востребована, поэтому желающих заработать на этом гораздо больше, чем хороших специалистов. Самое главное в центре не среда и техническое оснащение, а кадры. Если в центре работают люди без специального образования, туда лучше детей не приводить. Нужно почитать отзывы, поискать информацию о педагогах, сходить на пробное занятие и потом уже принимать решение, будете дальше заниматься в этом центре или нет.
Некоторые родители идут другим путём - в различных центрах посещают только пробные бесплатные занятия либо часто меняют курсы. Это неверная тактика, ребёнку это ничего не даст, нужна система. Важно найти своего педагога и понять, что должно получиться в итоге.
- С какого возраста нужно начинать целенаправленно заниматься образованием детей?
- Можно сказать, что с пелёнок, хотя чётких границ нет. Основной маркер в этом вопросе - понимание ребёнком обращённой к нему речи взрослого, готовность и желание что-то делать совместно. Малыш может не говорить, но по нему видно, что он умеет сосредоточиваться хотя бы на несколько минут, заинтересованно слушает взрослого, тут можно начинать целенаправленно заниматься с ребёнком.
Дети сегодня другие
- Некоторые бабушки говорят, что раньше занятия начинались только в детском саду - и дети вырастали нормальными людьми. В современных условиях достаточно ли одного детского сада для развития детей?
- В советское время детьми, как правило, не столько занимались дома, но у них были ясли и какие-то дворовые сообщества. Современные дети растут в принципиально других условиях. Они часто изолированы от сверстников, многие не посещают дошкольные учреждения. Ребёнок остаётся наедине с телевизором, гаджетом, электронной игрушкой, которая в принципе не может удовлетворить его запросы.
Сегодня совсем другие условия жизни, чем были 50 лет назад. Требования к детям в дошкольных учреждениях, школе заметно возросли. Прошло то время, когда ребёнок приходил в школу, не умея читать, писать и считать. Сейчас эти навыки прививаются до школы. Института предшкольного образования в России официально нет, детский сад только развивает детей. Поэтому функцию подготовки к получению дальнейшего образования берёт на себя семья, предшкольные курсы или частные центры развития детей.
Для детей до трёх лет важно развитие эмоциональной сферы, познавательной, социально-коммуникативной, нельзя забывать о сенсорном и физическом развитии.
- Некоторые родители считают, что свою основную задачу они выполнили - родили, а воспитание и развитие - задача педагогов.
- Только рождением ребёнка задачи родителей не ограничиваются. Это в корне неверная позиция. Что касается занятий развивающего характера, то прежде чем к ним приступать, нужно изучить своего ребёнка. Без любви, доверия, гармоничных отношений между мамой и ребёнком никаких занятий быть не может.
Маленького ребёнка бесполезно заставлять что-то делать: у него нет учебной мотивации, он чему-то учится только ради того, чтобы побыть рядом с мамой, любимым и таким важным в его жизни человеком. Именно маме нужно приложить усилия, чтобы заинтересовать малыша совместной игрой и общением. Если этого нет, любые развивающие занятия бесполезны.
- С чего нужно начать?
- Во-первых, не должно быть никакого принуждения, чтобы в дальнейшем у малыша не исчезла мотивация к получению знаний, чтобы он не возненавидел учёбу. Далее - организовать развивающую среду. Для занятий с ребёнком до трёх лет нужно небольшое количество игрушек, бытовых предметов, картинок, книжек, музыкальных инструментов. Каждая вещь может стать предметом отдельного разговора с ребёнком и темой нескольких занятий с ним. Если же ограничиться только внесением предметов в детскую комнату, возможно, ребёнок всем этим и заинтересуется, но до конца понять, что это такое, самостоятельно не сможет.
К слову, занятие должно идти 5-10 минут, не больше. Дальше взрослый должен предоставить ребёнку пространство для самостоятельной игры: дать одну интересную игрушку, например, сортер, где нужно подбирать фигуры по форме и размеру. Ребёнок этим может заниматься часами, если подготовлен. Ему всё равно, сколько стоит игрушка и какая компания её выпустила. Главное, чтобы с этим можно было что-то делать.
Ещё одно условие успеха - занятие должно доставлять ребёнку радость. После обязательно нужно похвалить малыша, восхититься его достижениями.
Игры для родителей
- Если знать, как играть с малышом, то всё кажется лёгким и простым, но для родителей это может стать препятствием. Сложно ли научить родителей играть со своими детьми?
- Прежде чем начать играть с ребёнком, родителям неплохо было бы почитать хоть что-то по детской психологии и педагогике. Желательно, чтобы это были официальные образовательные сайты, а не родительские форумы. Книг и пособий сейчас тоже очень много, в Интернете можно найти огромное количество различных игр для детей до трёх лет, а также обучающих фильмов для родителей.
Мало кто из современных людей может позволить себе заниматься только ребёнком, оставив работу и всё остальное. Да это и не нужно. Единственно, что действительно требуется, - это большое желание и понимание, чему именно ребёнок должен научиться. До трёх лет это овладение базовыми понятиями - знание частей тела, основных цветов и форм, названия некоторых диких и домашних животных, бытовых предметов; привитие навыков самообслуживания, например, пить из чашки, есть ложкой, пользоваться горшком и носовым платком, умываться, одеваться, сервировать стол для кукол, здороваться и прощаться, благодарить взрослых за пищу, вести простой игровой диалог и пр.
- Какие мастер-классы сейчас наиболее востребованы у родителей?
- Практикоориентированные. Например, как провести дома с ребёнком занятие, как подружить малыша с книгой, как выбрать для него безопасную игрушку, как подготовить многофункциональное дидактическое пособие своими руками, как воспитать успешного человека.