После уроков. Допобразование остаётся недоступно каждому третьему ребёнку

Петь и плясать становится всё дороже. © / Александра Горбунова / АиФ

Об этом говорится в одном из майских указов президента РФ, причём обучаться мальчишки и девчонки должны за счёт федерального бюджета.

   
   

Бесплатного нет ничего

«Моя внучка будет ходить в музыкальную школу, решили, что приемлемо по цене. Будет играть на домре, - рассказывает бабушка 9-летней Сони. - Нам это обойдётся в 600 руб. в месяц за два занятия в неделю. Хотелось бы на гитару пойти, но это будет стоить дороже. Месяц - 1700 руб. Надо же, чтобы чем-то ребёнок занимался. Она ходит ещё в школе на кружок по рисованию. Только там всё равно требуют по 100 руб. ежемесячно. Говорят, на бумагу и краски. Учительница, которая ведёт кружок ИЗО, заявляет, что ей надо не краски от учеников, а деньги на покупку этих красок».

У Сони мама в декретном отпуске с младшей сестрёнкой, папа работает в ресторане, бабушка - в строительной компании. Позволить себе потратить лишнюю копейку семья не в состоянии, но есть уверенность в том, что без дополнительного образования ребёнок не сможет поступить в престижный вуз.

«Мы собираем портфолио ребёнка с первого класса, - говорят они. - Не лишним будет музыкальное образование для девочки, ещё есть желание отвести её в секцию каратэ - пусть учится защищать себя. Только стоит посещение спорт­школы почти 2000 руб. Надо выбирать».

Доступностью дополнительного образования озаботились общественники. В рамках реализации проекта Общероссийского народного фронта «Равные возможности - детям» в России провели мониторинг, при подведении которого выяснили, что более 11 тысяч детей из 36 тысяч участвующих в исследовании в 85 регионах не имеют возможности получать дополнительное образование.

Родители называли основные причины, по которым они не в состоянии дать сыновьям и дочкам дополнительное образование: почти не осталось бесплатных кружков, а на платные просто не хватает денег.

В ходе мониторинга опрошено 22 тысячи родителей, около 10% из них воспитывают трёх и более детей. Так вот, из этого количества 34% не получают дополнительного образования. И только 5% делают это по собственному желанию. К категорическому «не хочу ходить в музыкалку» ребёнка прислушиваются всё же не все мамы и папы.    
   

В среднем за допобразование одного ребёнка семья платит 2600 руб. в месяц, за двоих - около 3000. Расходы многодетных семей начинаются от 6500 руб. Треть родителей сообщают об отсутствии бесплатных кружков. При этом доля платных кружков в отдельных районах крупных городов достигает 75%. Такая информация получена из Омска. Но наш город - не единственный в списке. В числе прочих Пермь, Иркутск, Сыктывкар, Великий Новгород.

Возможностей много…

В Омске сеть учреждений дополнительного образования насчитывает 25 различных центров и домов творчества, детско-юношеских спортивных школ, станции юных техников и юных туристов, есть даже Дворец творчества. С февраля 2017 года ведутся споры с Домом творчества, расположенным на ул. Магистральной, но учреждение не будет расформировано, какие бы слухи ни ходили по городу. Сейчас вопрос с помещением решён. Это всё относится к компетенции органов образования. 25 школ искусств курирует департамент культуры.

Как сообщают в ведомстве, за последние годы число творчески занятых юных омичей выросло. Количество занимающихся в ДШИ увеличилось на 3000 человек и составило около 12 500 детей. Объясняют это тем, что появились новые школы искусств или их филиалы в отдалённых микрорайонах или в микрорайонах плотной застройки. Так, у художественной школы им. Саниных открыли дополнительное помещение на ул. Стальского,3. Школа искусств им. Светланова распахнула двери на ул. Б. Хмельницкого, 144. В 2016-м, в год 300-летия Омска, подарком для жителей старого Кировска стал обновлённый Дворец культуры. На Левом берегу новоселье справила ДШИ № 21 на ул. Дмитриева.

В День защиты детей, 1 июня 2017 года, в школе искусств № 12 открыли два хореографических зала. Помещение этого учреждения считается самым крупным учебным заведением такого профиля в Сибири и на Дальнем Востоке - площадь здания 4000 кв. м.

Добавим, что в городе дан старт (и, кажется, он вполне успешен) проекту «После уроков». Новый сайт посвящён дополнительному образованию Омска, он ориентирован на тех родителей, кто ищет кружок или секцию для своего ребёнка. Здесь предусмотрены удобные механизмы подбора занятий по возрасту и полу, увлечениям, степени близости к дому или к работе. Сейчас на сайте уже более 500 предложений во всех районах города, включая отдалённые микрорайоны Входной, Береговой и Крутая Горка. Притом что сервис открыт для всех, кто работает в сфере допобразования.

… но выбор один

На общественных слушаниях «Образование в Омской области: законодательство и статус педагога» учителя потребовали вернуть систему допобразования в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Крайне слаба материальная база этих учреждений. Так, методист станции юных туристов Лариса Васильева рассказала, что их центр в последний раз получил целевое финансирование аж в 1994 году! Существуют они только за счёт энтузиазма сотрудников.

 


2600 руб./мес. платит средняя семья за занятия ребёнка.


«Около 30 лет работаю в системе дополнительного образования, проблемы не уходят. Мы просто никто, - с болью говорит она. - Сохраняем традиции обучения спортивному туризму и краеведению, но оказались на отшибе».

В этом случае, конечно, родители вряд ли остановят свой выбор на таком учреждении, так же, как не пойдут в обшарпанное здание школы искусств.

Комментарии

Вместо дома - школа

Екатерина Спехова

«В Доме творчества, который располагается по улице Магистральной, будут размещены начальные классы общеобразовательной школы № 123. Из-за её переполненности возникла необходимость в расширении учебных площадей, - отмечает директор департамента образования администрации города Омска Екатерина Спехова.

Выбор пал на это здание, потому что оно очень удобно располагается и территориально ближе к школе. Для педагогов Дома творчества было предложено несколько вариантов. Один из них - переезд всем зданием на ул. 22-го Апреля, где ранее располагалась школа № 153. Сейчас там идут ремонтные работы. Все помещения будут готовы к началу учебного года. Это здание в совокупности по площадям больше дома на Магистральной. Ни одна секция в этом учреждении закрыта не будет.

Неподготовленные педагоги

‬‬‬‬‬

Светлана Борисова

«Думаю, что одной из основных проблем системы дополнительного образования детей в школе можно назвать неподготовленность педагогов, - говорит омичка Светлана Борисова. - Существует определённый психологический барьер, который мешает учителям относиться к допобразованию так же, как и к общему стандарту. Это я как бывший педагог говорю. Как правило, школьным педагогам довольно сложно сломать привычные стереотипы и относиться к ребёнку как к равному, а именно так относятся к своим воспитанникам в школах искусств, например. Они вместе поют, танцуют, у них равные возможности. В обычных школах в большинстве случаев дополнительные занятия проходят в назидательной форме, практически ничем не отличающейся от уроков. Это и отпугивает детей. Кроме того, в школах плохая материальная база».

В музыкалке нет инструментов

‬‬‬‬‬‬

Наталья Пшикова

«Износ музыкальных инструментов в детских школах искусств составляет 70 - 90%, а в сёлах и малых городах и того больше, - уверена директор омской школы искусств № 2 Наталья Пшикова. - Нам очень нужны, катастрофически необходимы новые музыкальные инструменты, и сами мы справиться с этой проблемой не сможем, без федеральной поддержки школам проблему не решить. Ещё в каждую школу искусств хорошо было бы купить по одному компьютеру, поскольку сейчас имеются интересные электронные учебники по музыкальному образованию, а применять их у нас возможности нет.  Огромная проблема и в старении кадров. Так, среди преподавателей струнно-смычковых инструментов в омских ДШИ средний возраст 65 лет, а пополнения рядов не предвидится. Предлагаем внести в законодательство о целевом приёме изменения и прекратить наконец эту фиктивную практику непонятного целевого обучения и приёма. Нужно подумать о трёхстороннем договоре всех участников процесса: учебного заведения, студента и работодателя».

Кстати

В прошлом учебном году в Ханты-Мансийском округе начала действовать новая региональная программа, которая помогает жителям Югры оплачивать допобразование детей. Её суть заключается в том, что родителям выдают сертификат, средства которого идут на оплату занятий в кружках, куда ходят их дети. Получается, что создана новая система финансирования - персонифицированная. Пока такое новшество апробируется в трёх муниципалитетах.

На деле это выглядит так: потребитель заходит в специальную информационную систему, ищет интересующего его поставщика услуг. В соответствующей вкладке знакомится с программами, после чего принимает решение, готов он платить за обучение или нет. Там же в системе он регистрируется и заключает договор взаимоотношений в электронном виде.

На руки деньги не выдаются, а переводятся в образовательные учреждения. Их нельзя снять со счёта.  Номинальная стоимость сертификата в среднем по округу 16 500 руб., а для ребят с ограниченными возможностями здоровья  - 16 900 руб.