Общение с должником – дело тонкое. Кто и как может взыскивать долги

Деятельность коллекторов строго регламентирована. Они не имеют права выходить на связь с должником, когда пожелают. © / freepik.com

В августе 2024 года в федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» внесены поправки. Сотрудники ГУ Федеральной службы судебных приставов по Омской области уже отмечают положительные изменения в деятельности взыскателей.

   
   

Атаки телефонными звонками, хамство, запугивание, шантаж… На какие только меры не идут коллекторы, чтобы заполучить деньги от должников. За защиту здоровья и жизни граждан, нарушивших финансовые обязательства перед кредитными организациями, выступает государство.

Подробности в материале «АиФ в Омске».

Правила для всех едины

В законодательство не раз вводились изменения, связанные с работой коллекторских организаций, действуют строгие правила взаимодействия с должниками и третьими лицами - родственниками, коллегами, знакомыми должника, - которые тоже нередко попадают в поле зрения взыскателей. Согласно новым поправкам, требования в этом вопросе ужесточились также к кредитным и микрофинансовым организациям, осуществляющим возврат просроченных задолженностей. 

«Главная цель нововведений – уравнять права при взыскании профессиональных коллекторских организаций и кредитных, потому что до внесения поправок контроль распространялся только на коллекторов, - рассказывает начальник отдела ведения госреестра и контроля за деятельностью юрлиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности ГУФССП России по Омской области Марина Чердынцева. - Теперь микрофинансовые организации и банки обязаны вести аудиозаписи телефонных разговоров с должником и хранить их в течение трёх лет. При этом сотрудники должны уведомлять гражданина о том, что ведётся запись диалога. Такие меры положительно сказываются на взаимодействии двух сторон, в частности они предотвращают то хамское отношение, на которое часто жалуются граждане». 

Звонки по регламенту

Деятельность коллекторов строго регламентирована. Они не имеют права выходить на связь с должником, когда пожелают. Время взаимодействия ограничено временными рамками: в будние дни - с 8.00 до 22.00, в выходные - с 9.00 до 20.00. Звонки по одному кредитному обязательству возможны не чаще раза в сутки, не менее двух раз в неделю и восьми в месяц. СМС-сообщения - два раза в день, четыре - в неделю и 16 раз в месяц. Коллектор не имеет права общаться с гражданами, признанными недееспособными или банкротами.

Стоит отметить, что поправки в закон внесли понятие «интеллектуального агента» - программного обеспечения с помощью которого осуществляется телефонное взаимодействие двух сторон. При этом должник имеет возможность в случае необходимости переключить общение с робота на оператора.

   
   

А имеют ли право взыскатели напоминать о финансовых грехах должника третьим лицам? С 2022 года такое взаимодействие возможно только с письменного согласия. Однако если кредитный договор или договор займа был заключён до этого времени, когда положительное подтверждение на общение с коллекторами от третьего лица законодательно не требовалось и его продолжают забрасывать смс и беспокоить телефонными звонками, то это тоже можно поправить. Родным и знакомым должника достаточно выразить отказ от взаимодействия.

Не запугиванием, а уговорами

«Часто должники обращаются с претензиями на коллекторскую назойливость, постоянные звонки. В этом случае закон говорит о том, что непосредственное взаимодействие возможно только в том случае, когда кредитор довёл до должника информацию о том, кто ему звонит и о наличии имеющейся у него просроченной задолженности, - поясняет Марина Чердынцева. - С кредиторами надо общаться, к тому же во время разговора может возникнуть договорённость. Если гражданин игнорирует звонки от коллекторов или кредитных организаций, то такие пропущенные дозвоны не докажут непосредственного взаимодействия и привлечь виновных за нарушения правил деятельности будет невозможно».

Исключением в этом случае считается автодозвон. Такой метод может рассчитываться как психологическое давление.

За нарушения в сфере возврата просроченных задолженностей предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность, которую взыскатели могут «заработать» за применение или угрозу насилия, уничтожение и порчу имущества, за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство гражданина.

Размер минимального штрафа составляет 300 тыс. руб., возможны принудительные работы и срок лишения свободы до 10 лет со штрафом до пяти млн руб.

Языком цифр

С начала 2024 года в ГУФССП по Омской области поступило 214 жалоб от граждан по незаконным действиям при взыскании просроченной задолженности. Коллекторским организациям объявлено 27 предостережений, составлено 35 протоколов об административном правонарушении.