Марина Белякова занималась программированием, экономикой, продавала картины в собственном салоне, пока не занялась всерьез куклами. 12 лет назад она выкупила коллекцию из пятисот игрушек и с тех пор уже удвоила её.
450 экземляров XIX-XX веков на минувшей неделе привезли в Омск, чтобы и сибиряки смогли увидеть историю своей страны через «Историю игрушек». Такие выставки позволяют владелице большой коллекции сохранить ощущение счастья, которое было в детстве. Корреспонденту omsk.aif.ru Марина объяснила, в чём ценность советских игрушек, чем обязаны современные женщины Барби и почему дети сейчас выбирают не добренького зайчика, а кукол-вампиров.
Марина Кнутарева, omsk.aif.ru: Зимой вы привозили коллекцию в Новосибирск, и в местных СМИ прозвучала информация, что она впервые побывала за Уралом. Это так?
Марина Белякова: Нет. Мы в Омске уже второй раз: 12 лет назад я купила основу коллекции, и с ней приезжала сюда. Омск был одним из первых городов. Выставлялись, правда, в другом музее. Было, грубо говоря, 500 штук, и то не все были представлены. Выставка прошла не очень удачно. Сейчас игрушек уже почти тысяча, но тоже выставлено не всё – возможности зала не позволяют. Берём самое интересное на сегодня.
Пупс с руин Берлина
- Как вы составляете экспозицию?
- В первую очередь выбираю самые ценные: имеются редкие экземпляры, которые не во всякой коллекции есть. Выставляю кукол, о которых есть что рассказать - они попадают к коллекционеру, как правило, с историей, которую прикладывают к лоту на аукционах. Ещё я отобрала те игрушки, которые соответствуют определённому периоду времени и коррелируют с событиями в жизни страны.
- Какие, например?
- Есть куклы, изготовленные после 1924 года. В чём ценность: в 24-м году нарком просвещения Луначарский запретил производство игрушек, считая, это буржуазным пережитком. Но сразу же возникли артели, которые начали их делать из тряпок, картона и бумаги. И на выставке присутствуют редчайшие экспонаты, олицетворяющие определённый исторический период. Среди них и те, что связаны с Великой Отечественной войной, как например, котик 1942 года Мистер Смит, которого очень любят посетители. Есть негритёнок 1905 года. Русский солдат нашёл его на развалинах Берлина и принёс домой в вещмешке.
Советские куклы показывают, как относилось государство к выпуску игрушек в тот или иной период, какие ставило задачи, кто занимался производством. В СССР известнейшие художники и архитекторы создавали кукол, причём скрывали это, потому что, видимо, считали непрестижным. Хотя это были очень популярные люди – такие как Лев Смаргон. Его целлулоидные игрушки просто великолепны. Кстати, экземпляры из целлулоида выставляю все.
- Почему?
- Это большая редкость. Во-первых, очень хрупкие, их сложно сохранить. Во-вторых, их производили очень недолго: целлулоид оказался огнеопасным материалом. Сейчас я занимаюсь игрушкой советского периода, мне это очень интересно. Раньше куклы 60-70-х годов не очень нравились, а теперь узнаю ближе, они становятся так дороги. Представителей той эпохи практически нет – белые пятна в кукольной истории. Ими занимались большие художники, были продуманы движения рук и ног, вся техника. Но эти куклы проигрывали из-за того, что в стремлении к снижению себестоимости материалы для париков, платьев и обуви выбирали копеечные. Если бы брали, как для Барби, например, получались бы совершенно другие образы.
- Но тогда они не были бы отражением истории.
- Да, это характеризовало экономику. Эпоха всегда отражается в куклах и игрушках. Вот та же Барби появилась в Америке сразу с гардеробом, косметикой и туалетными столиками. И наша Танюшка 50-х - в ситцевом платьишке и башмачках. Дети сами шили ей и шубку, и валеночки, и шапочку. То же было и в стране: женщины сами себе шили или заказывали у портних. А на Западе было прет-а-порте - пошёл и купил себе платье.
С другой стороны, хорошо видно на примере 50-х, как жизнь становилась день ото дня всё лучше. Люди просыпались с ожиданием новых радостных событий. Куклы и игрушки того времени – нечто невообразимое.
Нужны эмоции
- А сейчас в магазинах целые полки с куклами-вампирами и зомби. И дети хотят именно их. Почему?
- Я тоже иногда задумываюсь над этим. Вот почему американцы любят именно фильмы ужасов, триллеры? Оттуда же пошло. Видимо, от спокойной жизни без эксцессов, тревог и волнений. Нужны эмоции. Ну что там добренькая куколка или зайчик? Никаких эмоций. Тогда давайте гробик, пожалуйста, поволнуемся немножко. Может, эти игрушки – то, что надо, а мы со своими зайчиками не тем путём шли. Кстати, эти монстры мне нравятся тем, что помогают общаться детям. Они ведут дневники, переписываются, их куклы дружат. Огульно говорить: «Это плохо, это неправильно!» Конечно, перегибы существуют везде, но на то и есть родители, чтобы направлять своих детей. Вообще ничего запрещать не стоит. Чем больше возможность выбора, тем лучше результат.
В СССР ИЗВЕСТНЕЙШИЕ ХУДОЖНИКИ И АРХИТЕКТОРЫ ЗАНИМАЛИСЬ СОЗДАНИЕМ КУКОЛ, НО СКРЫВАЛИ ЭТО, СЧИТАЯ НЕПРЕСТИЖНЫМ.
- Ну и всё-таки становится скучно с одними и теми же игрушками.
- Конечно! Изначально кукла в XVII-XVIII веке создавалась в виде знатной дамы в платье, с аксессуарами. Потом немцы придумали пупса – это был переворот в кукольной индустрии, промышленности. В Америке опять возвращаются к даме и имеют безумный успех. Она, кстати, совсем неплоха, эта Барби. Теперь её начали выпускать с разными фигурами – и это снова переворот.
- Это сделали для того, чтобы у девочек не складывалось неправильное представление о женской фигуре. Как вы считаете, это надуманная проблема?
- Я не берусь судить об этих вещах. Всё может оказаться совсем не так, как мы думаем. Например, считаем, что кукла производит отрицательный эффект, но посмотрите, как сейчас выглядит русская женщина - у всех брови прелестно очерчены, у всех маникюр. Я не сомневаюсь, что это благотворное влияние, в том числе и Барби.
- В коллекции есть мальчик-негритёнок. А кроме цвета национальные куклы отличаются чем-то?
- Безусловно. Из всех стран, где я бываю, всегда привожу антикварных или винтажных кукол. Если сейчас поставлю немку и англичанку, вы чётко определите, кто из них кто - 100%. И не только по нарядам. Народ создает свою национальную куклу так же, как художник – авторскую. Как правило, она очень похожа на человека. Вне зависимости от чего-либо, он делает себя. Наверное, это свойство человеческого подсознания.
Сокровища с помоек
- Кстати, авторских кукол вы не жалуете и называете мёртвыми, в коллекции только промышленные игрушки. Почему?
- В Москве и Петербурге есть очень мощные и знаменитые салоны авторской куклы. Когда туда захожу, становится плохо, отвратительно себя чувствую. На Васильевском острове есть кукольный музей. И у них куча кукол колготочной техники (техника изготовления кукол из капрона - прим. ред.) - такой ужас!
Во-первых, все эти авторские игрушки между собой очень похожи. Повторяется одна и та же тема, например, эльфы или барышни. Мишки – лучшее из всего, что есть. Кстати, в Перми проходит ежегодный фестиваль мишек Тедди, он очень интересный, туда приезжают со всех стран мира.
- Самой взрослой кукле Галке в вашей коллекции 120 лет, а самый молодой кто?
- Младенец китайского происхождения - 2017 года выпуска. Он в коллекции для контраста.
- То есть вы ищете не только среди старинных кукол, но и отсматриваете сегодняшний ассортимент?
- Не совсем так, но что-то попадает в моё поле зрения. Но всё равно, конечно, интересует винтаж и антиквариат. В последнее время даже больше винтаж, потому что антиквариат – это безумно дорого. Бывают случаи, когда вдруг находишь на блошином рынке в Нюрнберге что-то очень ценное за небольшую цену. Однажды я попала в антикварный магазин в день его открытия. Там я купила набор роскошной мебели 1938 года всего за 100 евро. Это просто фантастика!
- Люди продают дешёво, потому что не знают, сколько он может стоить?
- На блошиных рынках, как правило, пожилые люди. Там тусовка, они общаются, болтают. И есть перекупщики, которые ездят по деревням. Умирает пожилой человек, и его родственники вызывают парней, которые собирают всё, что можно продать, и на блошином рынке выставляют. И поэтому можно найти интереснейшие винтажные вещи. Сейчас в Новосибирске проходит выставка таких украшений и платьев; уверена, что как минимум половину взяли на блошином рынке. Раньше в Петербурге очень часто искали и на помойках, но сейчас уже не то. У меня был приятель, окончивший художественное училище, он занимался реставрацией мебели. Ходил на помойки, собирал, а потом зарабатывал десятки тысяч. Ну конечно, изумительно всё делал.
Смотрите также:
- Алексей Гализдра: «Хотите связать свою жизнь с музыкой – уезжайте из Омска» →
- Искусство проигрывать. Известный пианист дал концерт в родном городе →
- Диагноз: программист →