Недавно начавшийся 2018 год в ближайшее время могут назвать, помимо всего прочего, Годом единства российской нации. Во всяком случае, эту идею ещё в октябре 2017 года поддержал президент России Владимир Путин. Несмотря на то, что формально официальный указ ещё не подписан, поговорить о межнациональных отношениях на примере Омской области можно уже сейчас. Собеседником корреспондента «АиФ в Омске» стала директор межрегионального национального культурно-спортивного объединения «Сибирь» (Дом Дружбы)» Наталья Степанова.
Александр Набатов: Наталья Альфредовна, о существовании в Омске Дома Дружбы знают многие, но далеко не все понимают, зачем он существует и как работает…
Наталья Степанова |
Наталья Степанова: Если говорить просто, то те люди, которые заинтересованы в истории российского государства, истории каждого народа, её населяющего, сохранении своих традиций, обрядов могут найти себя в Доме Дружбы. Ещё Дом Дружбы - это такой прототип гражданского общества. Когда представители власти и гражданского общества движутся в одном направлении и решают общие задачи сообща.
У нас представлены более 40 национально-культурных объединений. Их творческий потенциал можно оценить во время областного фестиваля национальных культур «Единение». Вообще в Омском Прииртышье есть два брендовых фестиваля: первый – это фестиваль русской культуры «Душа России», а второй как раз «Единение». Не случайно оба они вошли в план социально-экономического развития региона правительства Омской области.
Люди плачут
- Правильно ли я понимаю, что вся работа сосредоточена на организации масштабных проектов?
Не совсем так. Мы вообще стремимся к разнообразным формам, стараемся работать по всей области. Так, мы можем в деревне Бобровка, где традиционно проживают латыши, устроить традиционный для этого народа праздник Лиго – отдалённо можно сравнить обряд проведения этого праздника с традиционным русским днём Ивана Купалы. В деревнях нас особенно тепло встречают. Мы как-то проводили праздник Лиго -Юханнус в одной деревушке, где осталось не больше 50 дворов, но все жители с удовольствием принимают участие в этом событии. В той деревне жила единственная бабушка-финка. А у нас в составе был и финский коллектив. Они специально для неё спели по-фински. Господи, как она плакала! Она не слышала свой родной язык столько лет! Долго нас не отпускала и просила спеть ещё.
- Омская область в опросах и экспертных характеристиках всегда указывается как регион, где межнациональные отношения складываются гармонично, никаких конфликтов в этой сфере не происходит. Подтверждаете оценку?
- То, что омский регион в национальном плане один из самых благополучных, подтверждается не только нашим внутренним ощущением. С 2014 года проходят мониторинги состояния межнациональных отношений по всей России. И я скажу, что мы в первой четверке успешных регионов. И это победа омичей. Я горжусь тем, что к нам приезжают из многих регионов, в которых планируют открыть Дома дружбы, с целью перенять наш опыт. Более того, во время всероссийских совещаний на омичей ссылаются очень многие эксперты. И это неудивительно: если обернуться вокруг, мы видим, что люди, живущие рядом с нами, не злобствуют, не проявляют агрессию. Мы очень дружно живём с представителями других народов, не смотрим на цвет кожи и разрез глаз. Я всегда говорю, что ни у преступника, ни у любви нет национальности. Есть отдельный человек, который может что-то нарушить или, наоборот, как-то отличиться. Но принадлежность его к национальности или вероисповеданию никак не дискриминирует тот народ и ту веру, к которой он себя относит.
Принимаем всех
- Отчего, по-вашему, омичи столь дружелюбны?
- Посмотрите на нашу историю: кого только не принимала Сибирь! Ещё по указу Екатерины много людей переселилось в наш суровый край, многие приехали после столыпинской реформы. В годы войны сюда в теплушках эвакуировали жителей оккупированных городов и работников предприятий, да и сами предприятия из западной части страны. Позднее, после землетрясения в Армении, в наши края перебрались и жители пострадавшей от стихии Ленинаканской области. Я уже не говорю о том, что Сибирь традиционно была местом ссылки. Сюда отправляли людей, чтобы они погибали, а местное население старалось всем помочь выжить. Это передаётся из поколения в поколение.
Плюс к этому не забудем о правильных решениях властей. У руководителей региона всегда было понимание, что отношения между нациями очень хрупкие, они требуют сбалансированных решений и даже ответственных высказываний. Межнациональные отношения – настолько тонкая сфера, что их надо беречь как хрустальный сосуд. И такая политика, существующая больше двух десятилетий в регионе, дала свои плоды.
- Можно ли этот опыт масштабировать и в других регионах, в которых ситуация с межнациональными отношениями не столь успешная? Или слишком многое, как вы справедливо отметили, завязано на общем опыте и общей истории?
- Есть и другие элементы, которые как раз можно перенять. Культура – это ведь по меньшей мере 70% успешной политики. Потому что она публична, доступна, ярка и проникает через глаза в душу и сердца людей. Она несёт позитивные эмоции. Поэтому когда видишь человека, исполняющего песню или национальный танец, это не может не понравиться, не найти отклика в сердце. Понятно, что такое настроение, которое есть в Омской области, и те отношения, которые сложились, – результат работы за десятилетия.
И не только культурой живёт наше объединение. Ежегодно мы стараемся честно обсудить вопросы, связанные с экстремизмом, расизмом и ксенофобией. У нас собираются огромные дискуссионные площадки по профилактике всех этих негативных явлений. К нам приходят представители органов власти, силовики, участники национально-культурных объединений, молодёжных и казачьих организаций, представители конфессий. И эта дискуссионная площадка называется достаточно философски: «Диалог – путь к согласию!». Вот что можно масштабировать: этот диалог! Говорите, люди! Мы столько можем друг другу сказать хорошего, мы разговором можем снять столько проблем, которые не исчезают, если о них не говорить. Хотя и наши «полянные» праздники и большие фестивали тоже работают на профилактику экстремизма.
Мы все – омичи!
- На ваши события приходит подготовленная публика, которая уже изначально дружелюбно настроена к представителям другой культуры…
- Да, у нас зал восхитительный: более классной аудитории вы нигде не увидите! Аплодируют все и всем. Армяне хлопают сначала своим, потом украинцам, латыши - евреям, а те, в свою очередь, аплодируют корейцам. У нас очень благодарные зрители. Но ведь мы давно уже вышли под открытое небо и стали устраивать «полянные» мероприятия. Не скрою, в первые годы я беспокоилась, потому что на улице могут оказаться совершенно разные люди. Часто это те, кто шёл по улице и просто услышал музыку. Но скажу честно, уже в первые четыре минуты это напряжение проходит. Я вижу, что люди вокруг улыбаются, танцуют, хлопают. А почему? Потому что на сцене красивые люди, красивые костюмы, улыбающиеся лица.
- Вот вы говорите, что армяне хлопают украинским исполнителям. А хлопают ли они певцам или танцорам из Азербайджана? Проще говоря, есть огромное количество конфликтов и противоречий, влиять на которые из Омской области нелегко. При том, что их последствия сказываются и у нас. Как влияют привходящие обстоятельства на дружбу народов в Омской области?
-Конечно, аплодируют. И азербайджанцы армянам хлопают в ответ. Это же омичи! Я об этом всё время говорю! Нам неопытные люди задавали вопрос в своё время: «Как вы будете проводить украинский фестиваль, когда на Украине Майдан?». И как быть с праздником латышской культуры, когда в Латвии судят российского ветерана? А я предпочитаю это разделять. Мы живём в Омске, и омичи-украинцы хотят показать своё творчество и талант. Вопреки всему мы будем всем демонстрировать, что вот здесь, в Сибири, ценят культуру всех народов. Более того, часто бывает, что люди, приезжая на историческую родину, видят, что многие традиции не сохранились так, как их сохраняют в Сибири. Понятно, что у этих людей накапливается боль из-за того, что на их исторической родине происходят те или иные негативные или печальные события. Когда были проблемы в Киргизии, у представителей нашего творческого коллектива там погибли родственники, и они уезжали на историческую родину, чтобы проститься с ними. Но все они идентифицируют себя как омичей, сибиряков и россиян. Поэтому на нашей земле никаких предпосылок для конфронтации быть не должно. Надеюсь, что и мы своей работой культивируем в людях «ген добра». Для этого и существует Дом Дружбы и национально-культурные объединения.