Учителя тоже учатся. В профессию - по индивидуальному маршруту

В Год педагога и наставника в сфере образования Омского региона акцентировали внимание на наставнической деятельности. © / правительство Омской области

Хорош тот учитель, кто сам постоянно учится. Этой народной мудрости придерживаются омские работники образования.

   
   

В череде преподавательских будней они находят время, возможности, а главное - желание  самосовершенствоваться, чтобы достигать новых профессиональных вершин.

Нет предела совершенству

На других посмотреть и себя показать ежегодно выходят педагоги - участники конкурсов профмастерства разных уровней и направлений. Самые известные из них - «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям». Лучших из лучших российских педагогов дошкольного, общего и дополнительного образования выбирают уже около 20 лет.

Более молодую историю имеют такие профсостязания, как «Мастер года» для работников СПО, конкурсы для педагогов-психологов, дефектологов. А в прошлом году Минпросвещения дало старт лучшему учителю родного языка и литературы.

Поделиться мастерством и почерпнуть друг от друга лучшие преподавательские практики есть возможность у каждого. К примеру, начинающие педагоги могут заявить о себе на конкурсе «Дебют», а те, кто ещё сомневается выходить или нет на всероссийские конкурсные площадки, могут попробовать свои силы в областном конкурсе «Лучший учитель».

«Знаю по собственному опыту, что участие в конкурсах профессионального мастерства - это серьёзный шаг, за которым стоят творческие поиски, волнительные этапы подготовки, - признаётся первый проректор института развития образования Омской области Мария Казакова. - В профессиональном конкурсе главная мотивация не материальная, а моральная. Это стремление развиваться, не останавливаться на достигнутом, достойно в своём лице представлять профессию педагога».

Организаторы отмечают, что портрет конкурсантов меняется каждый год. К примеру, в 2023-м он значительно помолодел, а в числе важных реализуемых в процессе обучения направлений приоритет педагог отдаёт патриотическому воспитанию, формированию у учеников активной гражданской позиции. Но есть и то, что остаётся неизменным - любовь к детям, ориентация в современных технологиях образования и стремление своими уроками влюбить детей в науку.

   
   

Не получается - научат

В этом помогут коллегам сотрудники Центра непрерывного повышения педагогического мастерства, созданного в рамках нацпроекта «Образование». В учреждении к каждому педагогу подход персональный.

«Для каждого учителя на основании его запросов подбирается индивидуальный образовательный маршрут. На сегодня их разработано более 5300, до конца 2023 г. будет 7000. На самом деле эта цифра небольшая, ведь педагогов у нас свыше 30 тысяч, - рассказывает заместитель руководителя Центра непрерывного повышения педагогического мастерства Олеся Пецевич. - Работа носит ступенчатый формат. В Омской области создано семь территориальных зон, на каж­дой есть сетевой координатор, а в каждом районе ещё и муниципальный».

Сегодня в числе приоритетных категорий адресного сопровождения, направленного на освоение новых компетенций, - начинающие учителя до 35 лет, педагоги «Точек роста» и кванториумов, учителя физики, математики и информатики (именно по этим предметам выявлены затруднения в обучении у детей), педагоги, реализующие обновлённый ФГОС, а также школьные управленческие ­команды.

Занятия без учебников и оценок

В Год педагога и наставника в сфере образования Омского региона акцентировали внимание на наставнической деятельности. Это направление как  встраивается в рамки учебного процесса, так и реализуется за его пределами. Для детей проводятся индивидуальные и групповые занятия; возрастная категория обучающихся, с которыми работает педагог, - 10-17 лет. 35% омских школьников вовлечены в проект наставничества.

«В наставнических практиках с 2020 г. задействовано 825 образовательных организаций Омской области, что составляет 93% от общего числа. В этом году мы привлекаем к этой работе организации дошкольного образования. Уже подключилось 90 детских садов (20%), - говорит руководитель регионального наставнического центра «Вместе к успеху» Наталья Катунина. - Различия между педагогом и наставником существенны. Это взаимодополняющие роли, но не каждый педагог может быть наставником, и наоборот.

Основная роль педагога - обучение, передача академических знаний по предмету. Преподаватель ведёт ученика в рамках учебной дисциплины, способствует тому, чтобы он успешно окончил школьный год. Наставник же не оценивает своего подопечного, не проводит экзамены. Его миссия - донести до ребёнка важные жизненные ценности, которые не прописаны ни стандартами, ни учебниками».