Снова в школу. Как подготовить детей к новому учебному году?

Первое сентября и смена привычного режима - стресс не только для первоклассника, но и для родителя. © / pixabay.com

Меньше недели осталось до старта нового учебного года. Как родители могут помочь детям психологически настроиться на смену режима и увеличение нагрузок? Своими советами поделились директор Центра психолого-медико-социального сопровождения Екатерина Орлова и главный внештатный психолог Омской области Наталья Ильченко.

   
   

Первый раз в первый класс

Для каждого родителя и будущего первоклассника школа становится совершенно новым этапом жизни, а от того и стресса избежать не всегда получается.

«Первое, про что должны помнить родители, это режим дня. Очень важно его перестраивать заранее, уже сейчас, а не 1 сентября, - советует Екатерина Орлова. - Выстраивать стоит и режим питания: в образовательных учреждениях есть технические карты приготовления еды, и не всегда эти блюда присутствуют дома. Родители потом переживают, что дети голодные в школе, потому что невкусно, а на самом деле — они просто впервые эти блюда видят или не привыкли к ним».

Немаловажный аспект — эмоциональная поддержка ребёнка. Первое и очень важное правило для родителей — это не обсуждать школу и педагога между собой в негативном ключе, ребёнок может это услышать и испугаться. Дети должны быть уверены, что школа самая лучшая, а учитель — самый внимательный.

Родители возлагают много ожиданий на ребёнка относительно его успешности и отметок, но отметка — это лишь отметка.

Важно дать ребёнку понять, что со всеми трудностями можно справиться вместе. Родители возлагают много ожиданий на ребёнка относительно его успешности и отметок, но отметка — это лишь отметка. Ребёнок не должен бояться отвечать и ошибаться — это его опыт, и он должен знать, что мама с папой его всегда поддержат. Момент, про который часто забывают всегда занятые взрослые, это общение: нужно перед школой обсудить, какой деть предстоит ребёнку, а после окончания уроков с помощью наводящих вопросов попросить описать произошедшие события.

На пути к успехам

Перед первым классов помимо академических навыков (читать, считать, писать, знать буквы и иметь определённые представления о самом себе), ребёнку стоит иметь уровень личностной подготовленности, то есть выполнять элементарные правила, иметь бытовые навыки и подчиняться требованиям взрослого. Сегодня современный ребёнок не всегда к такому готов. Родители нужно уже сейчас заняться этим, чтобы процесс адаптации ребёнка к школе прошёл максимально успешно.

   
   

За три летних месяца от школы отвыкают все дети, поэтому для них также актуальные советы насчёт того, как безболезненно включиться в учебный процесс.

«Чтобы настроиться на серьёзный лад, поможет набор всем известных ритуалов — покупка канцелярии, подготовка школьной формы, составление расписания, посещение переклички и т. д. Все эти традиционные вещи психологически очень нужны, они помогают осуществить переход, - отметила главный внештатный психолог Наталья Ильченко. - С более старшими детьми наибольшей проблемой является время у компьютера. Этот процесс нужно постепенно регулировать и сводить к минимуму. Главное, что может сделать родитель, заряжать положительными эмоциями — показывать ребёнку, что всё идёт, как надо».

Если вашему ребёнку в этом году уже предстоит сдача ОГЭ и ЕГЭ, то нужно грамотно распределить свои силы, чтобы не получилось так, что на старте ребёнок ничего не делал и в последние два месяца его погрузили в систему подготовки. Надо понимать, что ОГЭ и ЕГЭ — это не цель, это этап жизни. Соответственно, подготовка должна носить систематический, но спокойный характер.

Эксперты затронули и тему действенных методов, помогающих направить ребёнка на самостоятельное выполнение домашних заданий.

Сначала можно постоянно выполнять домашние задания вместе, затем начинать с ребёнком и постепенно самоустраняться, ссылаясь на дела. Так дети привыкают к самостоятельности.

Во-первых, планирование: учим ребёнка планировать день, например, с двух до четырёх заниматься уроками. И каждый раз договариваемся на определённый вид отчёта, например, звонок, фото. Во-вторых, поощряем любые проявления самостоятельности и не критикуем.

Если это не срабатывает долгое время, и ребёнок намеренно ждёт родителей с работы, чтобы сделать домашнее задание, можно вводить санкции. Но очень последовательно, аккуратно и не нарушая экологичное отношение.

«Можно разрешить ребёнку лечь спать, не сделав задание, но предупредить о последствиях на уроке, - рассказывает Наталья Ильченко. - Ребёнок получит двойку, мы ему посочувствуем, пожалеем, ответственность только так и формируется. Тут нужно вовремя подхватить: сначала постоянно выполнять домашние задания вместе, затем начинать с ребёнком и постепенно самоустраняться, ссылаясь на дела. Так дети привыкают к самостоятельности».

Добавим, что сегодня для родителей есть огромное количество ресурсов: образовательные платформы, где по возрастам собраны статьи по самым распространённым темам. Работа консультативной службы «Семейный навигатор» также ответит на все вопросы либо на консультации, либо в дистанционном режиме.

Самое главное для родителя — понимать, что в любой ситуации можно обратиться за помощью психологов и педагогов.