Примерное время чтения: 7 минут
443

Первый раз в садик и школу. Как подготовиться ребёнку и родителю?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ в Омске № 33 18/08/2021
Школа - это другая, новая для первоклассников территория.
Школа - это другая, новая для первоклассников территория. / Владимир Казионов / АиФ

Спикеры ответили на волнующие родителей вопросы: с какого возраста стоит отдавать ребёнка в детский сад, что должны уметь дети, собирающиеся в учебное заведение, и как пережить новый жизненный этап без потрясений.

Идём в ясли

Когда стоит отдавать ребёнка в детский сад - в три года или в полтора? Специалисты расходятся во мнениях.

«Вопрос возраста индивидуален. Для кого-то - три года, для кого-то полтора. Очень многое зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его психологической и социальной зрелости, - рассказывает директор Центра психолого-медико-социального сопровождения Екатерина Орлова. - «Наша система образования сейчас предусматривает первой ступенью в подготовке к школе службу ранней помощи (это целая сеть организаций, более 300 пунктов по Омской области). Они работают с детьми от двух месяцев до трёх лет: повышают педагогическую грамотность родителей, оценивают возможности ребёнка, дают рекомендации, организуют специальные занятия с семьёй».

Однако доцент кафедры педиатрии ОмГМУ к.м.н. Светлана Артюкова убеждена, что «детей в ясли стоит отдавать только от отчаяния». Она настаивает на том, чтобы дети шли в сад в три-четыре года, пройдя этап социализации с близким взрослым и освоив навыки, характерные для младенчества и раннего детства: предметная деятельность, формирование речи, мышления, восприятия окружающего мира и обращённой к ним речи, усвоение системы социальных правил.

К детскому саду ребенку нужно пройти медицинский осмотр.
К детскому саду ребенку нужно пройти медицинский осмотр. Фото: АиФ/ Екатерина Саенко

Стоит понять, что ребёнок будет болеть. Дети идут в сад в возрасте, когда их иммунитет только стартует, и без инфекционных заболеваний не обойтись. Ненормальным считается, если ребёнок болеет каждые две недели, до шести-восьми раз в год - вариация нормы.

За два-три месяца до поступления в садик необходимо пройти дополнительный медицинский осмотр невролога, детского хирурга, ортопеда, отоларинголога, окулиста, стоматолога, психиатра и получить заключение педиатра. Дети сдают анализы мочи и крови, проходят исследование на гельминты. Хорошо бы к этому моменту завершить план профилактических прививок.

«Незавершённый календарь не является противопоказанием для принятия в дошкольное учреждение, но лучше идти в детский сад защищёнными. Практически все ясельники - часто болеющие дети; те, кто идёт сразу в сад, как правило, болеют реже», - говорит педиатр.

Цель должна быть одна: адаптироваться к новым социальным условиям, остальное - дополнительная нагрузка для малыша. Поэтому к поступлению в дошкольное учреждение дети должны уметь проситься на горшок, самостоятельно засыпать, раздеваться и одеваться, просить о помощи (то есть иметь развитую речь на базовом уровне), быть приученными самостоятельно есть пищу, которая будет в садике.

За несколько месяцев до прихода в сад рекомендуется выстроить дома приближенный к дошкольному учреждению режим дня. График адаптации должен быть гибким: нельзя оставлять ребёнка сразу до обеда или вовсе на целый день.

Чему научить заранее?

Для выпускников детского сада в сентябре начинается новый этап - школа. Подготовка к ней - это не покупка тетрадей и ранца, это целый комплекс умений и навыков, которые должны гармонировать друг с другом. Зачастую специалисты и родители понимают этот вопрос однобоко, делая акцент только на знаниях.

Первоклассники знакомятся с учителем и школой на 1 сентября.
Первоклассники знакомятся с учителем и школой на 1 сентября. Фото: АиФ/ Дарья Эйвазова

«Очень мало внимания уделяется коммуникативной, эмоционально-волевой готовности, которая складывается на протяжении всей жизни ребёнка», - говорит Екатерина Орлова. – «Если говорить о психологически грамотной подготовке, это в первую очередь формирование в дошкольном возрасте игровой деятельности. Именно в игре ребёнок учится соблюдать правила, договариваться, общаться со сверстниками и выстраивать коммуникацию. Умение считать до 20-ти и знание английского языка, но отсутствие навыка переобуться и переодеться - это не подготовка к школе. Ребёнок должен быть самостоятельным и способным при необходимости попросить помощи у учителя, договориться с одноклассниками».

Специалисты также делают акцент на том, что будущему первокласснику следует знать правила поведения в общественных местах и на улице, потому что школа - это другая, новая для них территория со своими правилами.

Частая проблема среди учеников начальной школы в том, что они, умея считать, писать и читать, как ни парадоксально, не могут учиться.

«Ребёнок должен уметь сидеть за партой 30 минут: концентрировать внимание, слушать и воспринимать, работать в темпе учителя. В остальном, скажу по своему опыту, знания будущему первокласснику нужны элементарные: о себе, о родителях, об устройстве окружающего мира, базовые навыки счёта и, главное, развитая речь (умение составлять предложения)», - объясняет учитель начальных классов СОШ № 24 Светлана Чупахина.

Выбор за родителями

Нередко на предварительных собраниях в школе к будущим первоклассникам выдвигают ряд требований. Законно ли это?

По закону об образовании нет никакого перечня требуемых навыков. Приём в первый класс не должен осуществляться на конкурсной основе, следовательно, если ребёнок живёт на закреплённой за школой территории и в ней есть свободные места, оснований для отказа быть не может.

Однако существует много желающих поступить в лицеи и гимназии, поэтому, предлагая «неофициальные» вступительные испытания, администрация искусственно сокращает количество кандидатов. Нужно ли ребёнку с первого класса учиться в школе с углублённым изучением отдельных предметов - вопрос спорный.

Первоклассники на своей первой школьной линейке.
Первоклассники на своей первой школьной линейке. Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Елена Иванова

Наталья Зигунова, мама 8 детей, младший из которых в этом году идёт в первый класс, считает, что такое решение - чаще всего амбиции родителей.

«Мне всегда говорили, что школа должна быть в шаговой доступности, ведь поездки до неё для первоклассника - дополнительный стресс. После 4-го класса уже можно принимать решение о переводе, а хорошую базу можно получить в любой школе. Единственное, мы, родители, должны понимать, к какому учителю лучше отдать ребёнка», - говорит многодетная мать.

Чтобы понять степень готовности ребёнка к садику или школе, омичи могут обратиться за бесплатной консультацией к специалистам Центра психолого-медико-социального сопровождения по единому номеру: 32-35-90.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах